Главная » Культура и общество » Почему у моряков на бескозырке две ленточки | «Зачем и почему»

Приветствуем Вас, дорогие читатели, на нашем сайте!

Здесь вы сможете узнать множество интересных и зажигательных историй, множество фактов и объяснений в мире. На нашем сайте вы найдете много полезной и интересной информации из различных областей науки, спорта, природы, животных и многое многое другое.
Читайте и делитесь с друзьями!

В данной статье мы с Вами узнаем – Почему у моряков на бескозырке две ленточки.

Образ моряка у многих ассоциируется с человеком в тельняшке, на голове у которого красуется бескозырка с двумя лентами. Когда-нибудь задумывались, для чего они нужны? Ведь армия и флот – это не те организации, где есть место бесполезным финтифлюшкам, во всяком случае когда речь заходит о суровом повседневном труде и быте военнослужащих.

Ленты на фуражке сегодня носят моряки почти всех стран мира. Данный обычай восходит к средиземноморским рыбакам, которые получали подобные ленты от жен и близких. На лентах записывались сакральные слова, обереги, молитвы и пожелания успешного возвращения.

Считалось, что такие ленточки служат талисманом и оберегом во время путешествия по полному опасностей морю. С появлением первой уставной формы на флоте никаких лент на головных уборах не было. Однако традиция оберегов на тот момент была широко распространена во всем мире.

Первыми стали английские моряки. Будучи весьма суеверными, они повязывали на свои головные уборы похожие ленты с воодушевляющими словами. Постепенно, необычную традицию подхватили и моряки других стран.

Из истории возникновения бескозырки

Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка. Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.

Гренадерская шапка морских батальонов. 1764-1796 гг

В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор – кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.

Кивер морского гвардейского экипажа. 50-е гг. 19-го века

Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.В начале девятнадцатого века появилась фуражка.

В войсковых соединениях были специальные люди – фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.

Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота.

Первые бескозырки в их привычном виде

Первая бескозырка в ее более или менее привычном виде появилась в 1874 году. Она была черного цвета, имела шерстяные выпушки белого цвета по краю, тульям, на ней имелись ленты с названием корабля, на котором служит моряк. Также могло указываться соединение, номер экипажа. Длина ленты составляла 140 см, для внесения на нее сведений использовали особый шрифт.

Следующее изменение внешнего вида бескозырок произошло уже после революции, оно датируется 1921 годом. На тот момент тулью уменьшили, ленточки укоротили, от выпушки отказались. Вносить на головные уборы названия кораблей перестали, их заменили наименованием флота. А на 1923 год ввели новый кубический шрифт, единый для всех ленточек, который используется по сей день.

Интересный факт: дважды в истории на бескозырках начинали фигурировать Георгиевские ленты. Впервые ими награждались моряки в 1878 году, и затем эту награду вновь стали выдавать во времена Второй мировой войны.

История возникновения ленточки

Происхождение этого морского символа имеет несколько историй возникновения.

Первая берет свое начало еще с древних времен, когда человек преклонялся перед стихией. Жены или матери рыбаков перед тем как проводить своих родных в плаванье, дарили вышитые ими атласные ленты. Там были вышиты слова молитв о скорейшем возвращении или просто слова любви.

Такие ленты были своего рода оберегом для рыбаков. Считалось, что они помогали им в борьбе со стихией, спасали от несчастий. Существует несколько легенд, в которых рассказывается как благословленному лентой рыбаку удалось спастись во время потопа, в то время как другие его соратники погибли.

Также во времена дальних плаваний моряки собирали свои длинные волосы лентой, на которых писали свои морские качества. Например, на ленте могло быть написано «Непобедимый» или «Не тронь меня».

В другой истории о появлении лент у моряков рассказывается как во времена первого морского флота англичане держали осаду голландской крепости. Для большей уверенности они подвязали на свои шляпы ленты с надписью «Неустрашимый». Все же пробиться через осаду им не удалось и они отступили перед надежно защищенной голландской армией. Но традиция подвязывать шляпы лентами впоследствии распространилась и на другие морские флоты.

В истории военно-морского флота упоминается ношение траурной ленты. Тогда моряки, служащие в английском флоте, в память об адмирале Нельсоне во время траурной процессии повязали на свои шляпы черные ленты.

Названия кораблей на ленточках

Несмотря на то, что названия кораблей на лентах бескозырки должны были исчезнуть с 1874 года, моряки всячески стремились сохранить эту традицию. На какой-то период имена кораблей перекочевали на значки, которые так и не стали уставной частью формы.

В дальнейшем ленты с названием корабля заказывались или изготавливались перед демобилизацией, моряки всеми силами стремились подчеркнуть свою гордость тем кораблем, на котором проходила их служба, несмотря на все настояния начальства.

Сегодня к названию корабля на ленте фуражки относятся спокойно, даже многие командиры поддерживают такую тенденцию и заказывают для себя подобные изделия.

Символ морского братства

Черно-оранжевые Георгиевские ленты стали использовать после 20 июля 1878 года. Они являлись наградными и полагались только тем морякам, что совершили какой-либо подвиг на службе. Очень многие были награждены такими лентами в Черноморском флоте за оборону Севастополя в 1854-55 годах. После революции 1917 года многое изменилось, в том числе и на флоте.

Георгиевские ленты тогда убрали. Изменилось и клеймо. Теперь указывалось только название флота. Впрочем, матросы линкоров, миноносцев и крейсеров все равно наносили на ленты названия своих кораблей. Вернули Георгиевские ленты на флот во время Второй мировой войны. Как и раньше они стали наградным символом, подчеркивающим заслуги бойца перед флотом и Отечеством.

Современное значение

Раньше основным практическим применением лент было фиксирование их вокруг шеи во время непогоды. При шторме удержать бескозырку было довольно сложно, поэтому моряки завязывали ее под подбородком. Также во время боя сохранить головной убор было довольно важно. В случае гибели моряка по бескозырке можно было его идентифицировать.

В настоящее время ношение лент — это больше дань традиции. Моряки сохраняют бескозырку после службы на флоте, надевают ее во время праздников. Она является своеобразной визитной карточкой моряков и является поводом для гордости.

Видео: Почему у моряков на бескозырке две ленточки

Содержание

История [ править | править код ]

Прототипом бескозырки в России была фуражная шапка — форменный головной убор у фуражиров в русской армии, которая с небольшим видоизменением была введена в качестве форменного головного убора для матросов русского флота. Эта фуражка отличалась от современной бескозырки отсутствием ленты, тёмно-зелёным цветом и крупными пробивными номерами флотских экипажей на околышах.

В ноябре 1811 года бескозырка была введена в Русской Императорской армии и на флоте как повседневный головной убор во всех частях армии и флота.

С середины XIX в. на бескозырках стали делать белые выпушки — узкие белые канты — деталь, сохранившаяся и на современных бескозырках.

Первые ленты в русском флоте появились на клеёнчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались жёлтым сукном. В 70-х годах XIX в. на русском флоте вводится чёрная бескозырка с лентой, на которой наносилось название флотского экипажа и корабля. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утверждённая вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и чёрного цвета, что соответствует цветам георгиевской ленты (существует указание 1769 года, где сказано, что цвета даны: оранжевый — цвет пламени и чёрный — цвет порохового дыма).

Кроме того, лента служила для удерживания в ветреную погоду бескозырки на голове — концы ленты обвязывались вокруг шеи (или же ленты зажимали зубами). Длина ленты была больше, чем у современных бескозырок, и составляла около 160 см.

В России и СССР на флоте носили бескозырки с чёрным и белым верхом. Чёрные бескозырки носятся в холодный сезон, с белым верхом — летом. Так как белый верх очень маркий, то его стали делать в виде легкосъёмного чехла (аналогичную конструкцию имеют белые военно-морские фуражки), который можно быстро снять и постирать.

Следует отметить тот факт, что для своего времени бескозырка — достаточно прогрессивный форменный головной убор, и по этой причине бескозырки были введены на многих флотах (с теми или иными изменениями) в качестве форменного головного убора для матросов. Однако Вторая мировая война показала непрактичность повседневного ношения бескозырки (так же, как и фуражки) — налицо её маркость, неудобство ношения и полное отсутствие защитных (от солнечного света и т. п.) функций. Поэтому в военно-морском флоте поэтапно стали внедряться иные, более приспособленные головные уборы — береты, пилотки, шлемы, кепи, а в целом ряде случаев матросы работают вообще без головных уборов. Бескозырка остаётся большей частью символом ВМФ и носится моряками в строю, в нарядах или в торжественных случаях.

Основные детали бескозырки [ править | править код ]

  • околыш
  • тулья
  • выпушка
  • лента на матросской бескозырке
  • белый — летний или парадный — чехол
  • кокарда (в некоторых армиях, видах вооруженных сил и родах войск)

Современная бескозырка матроса [ править | править код ]

Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов российского (позже советского) ВМФ. С того времени бескозырка практически не изменялась. Изначально на ленту бескозырки наносилось название корабля или флотского экипажа, где служил матрос. В советское время (с 1949 г.) по соображениям секретности названия кораблей заменили на названия флотов (исключение было сделано только для крейсера «Аврора» и названий военно-морских училищ) или на надпись «Военно-морской флот» (для подразделений ВМФ, не входящих в состав флотов), позже (в 1980-х гг.) на ленту наносилось общая надпись «Военно-морской флот». В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается.

Бескозырка в филателии [ править | править код ]

Бескозырка как элемент формы одежды изображёна на почтовых марках СССР, выходивших в сериях, посвящённых Вооружённым Силам СССР (РККА, Советская Армия).

Ниже представлены марки из юбилейных выпусков:

Проходят годы, меняются моряцкие формы и головные уборы, а матросская лента до сих пор остается главным атрибутом отличия моряка. С течением времени этот символ флота видоизменялся — менялась длина ленты, шрифт, написание букв. Интересна и сама история появления матросской ленты на морском флоте.

Немного истории

Происхождение этого морского символа имеет несколько историй возникновения.

Первая берет свое начало еще с древних времен, когда человек преклонялся перед стихией. Жены или матери рыбаков перед тем как проводить своих родных в плаванье, дарили вышитые ими атласные ленты. Там были вышиты слова молитв о скорейшем возвращении или просто слова любви. Такие ленты были своего рода оберегом для рыбаков. Считалось, что они помогали им в борьбе со стихией, спасали от несчастий. Существует несколько легенд, в которых рассказывается как благословленному лентой рыбаку удалось спастись во время потопа, в то время как другие его соратники погибли. Также во времена дальних плаваний моряки собирали свои длинные волосы лентой, на которых писали свои морские качества. Например, на ленте могло быть написано «Непобедимый» или «Не тронь меня».

В другой истории о появлении лент у моряков рассказывается как во времена первого морского флота англичане держали осаду голландской крепости. Для большей уверенности они подвязали на свои шляпы ленты с надписью «Неустрашимый». Все же пробиться через осаду им не удалось и они отступили перед надежно защищенной голландской армией. Но традиция подвязывать шляпы лентами впоследствии распространилась и на другие морские флоты.

В истории военно-морского флота упоминается ношение траурной ленты. Тогда моряки, служащие в английском флоте, в память об адмирале Нельсоне во время траурной процессии повязали на свои шляпы черные ленты.

Появление лент в русском флоте

Матросская фуражка-бескозырка, схожая с современной, впервые вошла в жизнь русских моряков в 1811 году. Ее ввели как повседневный головной убор для всех рангов моряков. Она заменила неудобные конусообразные шляпы, которые моряки носили до этого. В 1872 году император Александр II утверждает ношение лент на бескозырках для нижних рангов матросов. На ленту полагалось наносить название экипажа. Раньше буквы наносились на околыш бескозырки. Если изначально лента была парадным вариантом, то впоследствии ее ввели как будничный вариант для всех моряков.

Следующим изменением стал цвет бескозырок и лент. В 1874 по приказу генерал-адмирала были установлены черные бескозырки с лентами. Для нанесения букв на ленты был установлен точный размер и форма, а также установлена точная длина ленты — 140 сантиметров. Номер экипажа или название всегда наносились на ленту. Иногда надпись дополняли якорем.

С 1878 моряки Черноморского флота в качестве награды за оборону Севастополя получили право ношения георгиевских ленточек. История появления георгиевских лент берет свое начало еще с 1769 года, когда императрица Екатерина II указала цвета гвардейского состава. Черный — цвет дыма, оранжевый — цвет огня.

Для моряков надписи на лентах были поводом для гордости, поскольку это указывало на их причастность к составу флота и было символом морского братства.

Современное значение

Раньше основным практическим применением лент было фиксирование их вокруг шеи во время непогоды. При шторме удержать бескозырку было довольно сложно, поэтому моряки завязывали ее под подбородком. Также во время боя сохранить головной убор было довольно важно. В случае гибели моряка по бескозырке можно было его идентифицировать.

В настоящее время ношение лент — это больше дань традиции. Моряки сохраняют бескозырку после службы на флоте, надевают ее во время праздников. Она является своеобразной визитной карточкой моряков и является поводом для гордости.