Система охлаждения Шевроле Ланос является типичной для представителей силовых агрегатов Chevrolet — жидкостная, закрытого типа.
Видео
Видеоматериал расскажет о системе охлаждения, а также покажет, как промыть узлы
Описание системы охлаждения
Моторы Ланос комплектуются стандартной жидкостной системой охлаждения. В неё входит ряд деталей — радиатор, электровентилятор, термостат, водяной насос, патрубки, отопитель и расширительный бачок.
Эта система необходима для поддержания рабочей температуры силового агрегата. Циркуляция жидкости производится по двум кругам — малому и большому. Рассмотрим, схему циркулирования ОЖ: водяная рубашка ГБЦ — патрубки — радиатор — водяной насос — термостат. В эту систему может добавляться отопитель.
Схема системы охлаждения: устройство
Рассмотрим, как выглядит схема охлаждающей системы Шевроле Ланос:
Элементы системы охлаждения.
1 — расширительный бачок; 2 — пароотводящий шланг радиатора; 3 — подводящая труба насоса системы охлажения; 4 — отводящий шланг радиатора; 5 — радиатор системы охлаждения; 6 — кожух вентилятора; 7 — кожух дополнительного вентилятора (только на автомобилях с системой кондиционирования воздуха); 8 — подводящий шланг радиатора; 9 — выпускной патрубок головки блока цилиндров; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 12 — перепускной шланг; 13 — подводящий шланг отопителя; 14 — отводящий шланг отопителя; 15 — наливной шланг расширительного бачка
Узлы системы охлаждения, расположенные на двигателе сзади:
Устройство системы охлаждения.
1 — подводящая труба насоса системы охлаждения; 2 — патрубок наливного шланга расширительного бачка; 3 — патрубок отводящего шланга отопителя; 4 — патрубок подводящего шланга отопителя; 5 — перепускной шланг; 6 — патрубок шланга отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 7 — шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 8 — тройник
Элементы и их роль
Стоит рассмотреть более детально все элементы, а также указать неисправности и методы устранения, которые могут возникнуть. Многие владельцы силового агрегата знакомы с элементами охлаждающей системы движка. Но, автомобилисты-новички не знают — из чего состоит этот узел и какое предназначение элементов, за что часто бывают, наказаны судьбой.
Элементы расширительного бачка: 1 — крышка заливной горловины; 2 — верхний кронштейн крепления бачка; 3 — нижний кронштейн крепления бачка; 4 — патрубок пароотводящего шланга радиатора; 5 — патрубок наливного шланга; 6 — патрубок шланга отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла
Термостат
Термостат — элемент системы охлаждения автомобиля, который отыгрывает роль клапана, который перенаправляет поток ОЖ, с малого на большой. Рабочая температура силового агрегата Шевроле Ланос составляет 87 — 103 градуса Цельсия. При прогреве автомобиля термостат находится в закрытом состоянии, что позволяет более быстро и эффективнее провести нагрев движка. После достижения температуры жидкости в 60-70 градусов, термостат открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу, проходя через радиатор.
При температуре 102 °С клапан термостата полностью открывается и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху.
Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции.
Через блок подогрева дроссельного узла и радиатора отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.
Термостат, по праву может считаться наиболее ломающейся частью системы охлаждения автомобиля. Зачастую это связано с тем, что узел заклинивает, и мотор или перегревается, или не греется. Наиболее простое решение проблемы — заменить испорченную деталь.
Водяной насос
Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Располагается деталь в блоке цилиндров и приводится в движение при помощи приводного ремня от коленчатого вала. Деталь имеет ресурс в 100 000 км пробега, но в связи с некачественными запасными частями может выходить со строя значительно раньше.
Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен в передней части блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Ось вращения шкива насоса выполнена эксцентрично оси его корпуса, что позволяет поворотом корпуса вокруг оси регулировать натяжение ремня В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Радиатор и вентилятор
Радиатор и вентилятор системы ОЖ предназначены для обеспечения оптимального охлаждения двигателя. Сам по себе радиатор охлаждается при помощи встречного потока воздуха, но в летний период — этого не хватает, и в работу включается вентилятор.
Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами, расположенными в один ряд.
Жидкость поступает в радиатор через патрубок правого бачка, а отводится через патрубок левого бачка.
1 — кронштейн с подушкой верхнего крепления; 2 — пароотводящий патрубок; 3 — подводящий патрубок; 4 — правый бачок; 5 — резиновая подушка нижнего крепления; 6 — пробка сливного отверстия; 7 — отводящий патрубок; 8 — левый бачок
Электровентилятор приводится в действие при помощи автоматического замыкания цепи с датчиком температуры расположенного на блоке цилиндров. Если двигатель имеет инжектор, то в цепь работы датчик-вентилятор ещё включается и электронный блок управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости становится причиной многих проблем связанным с работоспособностью мотора.
Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в водяной рубашке головки блока цилиндров. Когда температура охлаждающей жидкости достигнет 95 °С вентилятор включается с малой скоростью вращения. При температуре жидкости 99 °С блок управления через термореле включает большую скорость вращения вентилятора. При снижении температуры охлаждающей жидкости до 87 °Сэлектровентилятор выключается.
На автомобилях с кондиционером как вариант может быть установлен дополнительный электровентилятор, предназначенный для обдува теплообменника кондиционера В этом случае для включения электровентиляторов блок управления двигателем дополнительно использует информацию от датчиков высокого и низкого давления кондиционера. При включенном кондиционере дополнительный электровентилятор радиатора системы охлаждения включается с малой скоростью до момента достижения жидкостью температуры 99 °С или до момента достижения определенного давления на выходе компрессора кондиционера. После достижения указанных условий блок управления включает большую скорость электровентилятора.
Работой основного и дополнительного (при его наличии) вентиляторов управляет электронный блок управления (ЭБУ) двигателем, который через соответствующее реле обеспечивает вращение крыльчатки вентилятора с двумя скоростями.
Вентиляторы системы охлаждения: 1 — основной вентилятор; 2 — дополнительный вентилятор (автомобиль с системой кондиционирования воздуха)
Патрубки и водяная рубашка
Патрубки отыгрывают роль проводящего и соединяющего звена между разными элементами системы ОЖ. Из-за их неисправности может возникнуть утечка охлаждающей жидкости, и мотор попросту начнёт перегреваться.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости установлен на впускном коллекторе с правой стороны по ходу движения автомобиля.
По водяной рубашке, в силовом агрегате циркулирует охлаждающая жидкость, где она поглощает тепло и выводит его на радиатор. Из-за пробоя этого элемента моет возникнуть гидроудар. Связано это с эксплуатацией силового агрегата на воде, при которой возникает коррозия.
Вывод
Шевроле Ланос, а именно её система охлаждения, имеет достаточно простую конструкцию, а также неисправности, присущие этим моторам. Узел имеет конструктивную простоту и легко ремонтируется собственными руками.
Провел ТО системы охлаждения.
Всё бы ничего, если б не лопнул корпус термостата:( Трещина образовалась незначительная, но достаточная для того что бы из неё плевался антифриз. Хорошо что это произошло в городе, а не где-нибудь на трассе, где я часто бываю…
Не разобравшись, что да как устроено в системе охлаждения Ланоса 1.6, двинул искать корпус не подозревая что в нём сидит термостат! На разборке нашел ланосы 1.6 (праворукие англичане) Приветливый продавец открутил его при мне и отдал за 50грн. Я ещё удивился что вместе с термостатом отдал) Примчал в гараж, перекинул корпуса и понял что он не разборной! Корпус который я купил на разборе был по посадочной плоскости не ровным, даже показалось что его повело! Гермет решил эту проблему, но не до конца… при работе помпы, из под корпуса капало(( Тогда на помощь пришла прокладка из резины (камера) от подтёка избавился))
Проблему вроде решил, да вот только при движении по трассе, стрелка температуры падалазначительно ниже нормы, соответственно печка еле грела. На бортовике менялись цифры в диапазоне 50-60градусов, что не удивительно, если система будет постоянно работать по большому контуру! как следствие — термостат не герметичен и постоянно открыт. Впереди зима, холода и мёрзнуть в авто я не хочу, да и расход топлива увеличивать не разумно.
Погуглив тему охлаждения и термостатов, нашел интересную статью, где ребята меняли пластиковый не разборной корпус на алюминиевый разборной, что даёт преимущество менять термостат отдельно от корпуса! Ну и пару слов про "горячий" термостат, который вроде как зарекомендовал себя Vernet. Мне к сожалению не удалось купить Vernet, так как искать или ждать с Экзиста нет времени. Купил в сборе с корпусом оригинал GM. 990рублей. (240грн.)
Дальше решено было заменить антифриз на свежий, к тому же у меня была залита временно вода, в период ремонта старого корпуса. Да вот что бы всё было по феншую, осталось прочистить систему от ржавчины и тому подобному… За советом по очистке полез в инет! Много всякой чуши там нашел и молочной сывороткой и всякими доместосами, кометами и даже кротом (средство для чистки водопроводных, канализационных труб) Много инфы ссылается на лимонную кислоту, мол хорошо снимает накипь и бюджетный вариант. Брать специализированные автомобильные промывки за три дорога не стал, а остановился на интересном варианте с Фантой или Спрайтом! В них содержится высокая доля лимонной кислоты что и требуется) Для окончательной промывки была куплена дистиллированная вода.
Приступаю к процедуре замены!
Под новый термостат вырезал свежую прокладку, гермет не стал использовать. Всё село замечательно за исключением шайб на гайках, которые пришлось чуть подточить. Дальше взялся за промывку! Слил рыжую воду, залил свежей водопроводной воды, покрутил мотор, слил. Теперь в ход идёт спрайт:) Открыл, сделал глоток — вкусный сцука… но нужно заливать! влезло почти 4-ри литра… он долго шипел, бурлил, то поднимался уровень, то падал, то снова поднимался — короч как на дрожжах)) Когда успокоился я стал его гонять по системе до рабочей температуры, после слил чуть рыжоватую, похожую уже на фанту жидкость и снова залил водопроводной воды, для выведения остатков спрайта-фанты. На выходе уже почти чистая вода) Дистиллят выступил как завершающим этапом и показал полную прозрачность (фоток нет, так как телефон разрядился) Наконец залил зелёный антифриз и на этом можно ставить точку.
При прогреве было замечено, что термостат открывается при температуре 75-76гр., а вентиляторы срабатывают при 86-90. Тест драй покажет, справляется ли это термостат с моими требованиями или нужно будет всё же Vernet ставить.
Затраты:
Корпус в сборе с термостатом — 990р.
Антифриз зелёный 5л. — 400р.
Спрайт 4л. — 110р.
Вода дистиллированная — 50р.
Итого 1550р (370грн.)
Как заметила жена, хорошо когда в семье две машины, но вдвойне досаднее когда обе поломаны …
Когда появилась у меня Вектра, Ланос перешел в пользование супруги … но не долго музыка играла … как то приезжает она домой … и слышу я что оба вентилятора "идут на взлет" … на панели температура выше нормы … в расширительном бачке пусто, вся подкапотка грязная и липкая.
Долго не разбирался . поставил машину в гараж, дальнейшая диагностика показала течь пробки блока …
Таким образом струя попала на карлсон, а оттуда уже по всей плоскости подкапотного пространства
потек радиатор … заменил радиатор … СУХО!
Но буквально через пару дней начало снова что то подкапывать … полез смотреть, а там выходящий от помпы патрубок течет … ну думаю сейчас поменяю…, начал снимать … и каково же было мое удивление когда снялся он вместе с впрессованным в корпус помпы штуцером …
Загуглил … как и ожидалось я такой не первый)
Сел на телефон, нашел два варианта штуцера, "Оригинал" и "Очень хороший аналог" ) взял на всякий случай оба (как оказалось не зря).
Через час я уже сидел под машиной в четных попытках хоть как то вколотить "Очень хороший аналог" в гнездо где он должен стоять … но все было бесполезно …
Что бы хоть как то отцентрировать штуцер по гнезду и немного его наживить в таком состоянии нужно, впихнуть туда две руки одна из которых должна держать не подвижно в установленном месте и положении сам штуцер, а другая в свою очередь должна залезть туда же но еще и с молотком … в принципе это у меня вышло … но замахнуться и нАрмальнА ударить у меня так и не вышло)…
Тут я сдался и вылез с ямы что бы изучить опыт других счастливчиков описывавших способы решения сложившейся проблемы …
Судя по прочитанному решения было два:
1) Снимать впускной коллектор и заколачивать сверху
2) Снимать стартер и заколачивать снизу
Но следовать ни по одному из них желания не было никакого … ознакомившись сверху что нужно сделать что бы снять впускной коллектор, со словами "да нунафиггг, это еще и прокладку под него надо где то найти в 10 вечера" я полез в яму, смотреть как так что б с минимальными затратами на головняк снять стартер …
И тут мне на глаза показался штуцер именуемый "Оригиналом", визуально он отличался от аналога цветом и отсутствием следов мех. обработки …
Я взял его в руки и приложил к месту куда безуспешно до этого пытался пристроить аналог … и о чудо! Он на несколько сантиметров вошел в посадочное место и без посторонней помощи остался в нем!
Ну тут уже дело техники … на всяк случай мотнул раз ФУМлентой, пристроил его на место и свободно, одной рукой небольшим молоточком, через деревяшечку, вколотил его до упора. Дальше патрубок на место, все затянул, залил охлаждайку, завел, прогрел, ВСЁ СУХО!
На утро было аж не привычно видеть уровень в расширительном бачке)
Но счастье мое продолжалось не долго … ровно через два дня под машиной снова начала капать охлаждайка, а еще через полтора дня просто полилась рекой … в этот раз умерла уже помпа …
Так Ланос меня еще не доставал … в тот день я на него рассердился, купил новую помпу, новый концентрат антифриза и сказал что отремонтирую и продам его к чертям …
Уже две недели (тьфу-тьфу-тьфу), ничего нигде не капает) …