Наименование детали До изменения После изменения
Обозначение Кол. шт. Обозначение Кол. шт.
Комплект гильза-поршень для запасных частей: 238Б-1004005-Б 1 7511.1004005-60 1
— Поршень (в сборе) 238НБ-1004015-Б4 1 7511.1004015-20 1
— Кольцо поршневое компрессионное верхнее 236-1004030-Б 1 7511.1004030 1
— Кольцо поршневое компрессионное 236-1004032-А3 2 7511.1004032-01 1
— Кольцо поршневое маслосъемное (в сборе) 236-1004034 1 7511.1004034 1
— Гильза 236-1002021-Б2 1 236-1002021-Б2 1
Кольцо пружинное упорное 236-1004022-Б2 2 7511.1004022 2
Шатун (в сборе) 236-1004045-Б3 1 7511.1004045-02 1
Палец поршневой 236-1004020 1 7511.1004020 или
7511.1004020-03
1

Двигатели ЯМЗ-238НД3, ЯМЗ-238НД4 комплектуются цилиндропоршневой группой модели 7511 с марта 2011 года (начиная с номера двигателя B0424627). В связи с данным изменением создан комплект гильза-поршень для запасных частей 7511.1004005-60.

Визуально отличить цилиндропоршневую группу возможно следующим образом:
1. Поршень 238НБ-1004015-Б4 имеет четыре выточки под поршневые кольца, а поршень 7511.1004015-20 имеет три выточки под поршневые кольца (см. рисунок 1);
2. Диаметр под поршневой палец в поршне 7511.1004015-20 и верхней головке шатуна 7511.1004045-20 составляет 52 мм (см. рисунок 1), а в поршне 236НБ-1004015-Б4 и шатуне 236-1004045-Б3 – 50 мм (см. рисунок 1);
3. Верхняя головка шатуна 7511.1004045-20 скошена в отличие от верхней головки шатуна 236-1004045-Б3 (см. рисунок 1);

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО ДЛЯ УКАЗАННЫХ ВЫШЕ ДВИГАТЕЛЕЙ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ДО ИЗМЕНЕНИЯ, ПРИ РЕМОНТЕ НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЛЕКТ ГИЛЬЗА-ПОРШЕНЬ 238Б-1004005-Б, А ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЙ – КОМПЛЕКТ ГИЛЬЗА-ПОРШЕНЬ 7511.1004005-60.

Информационное письмо №465 от 17.06.2011
для сбытовой сети ООО "Силовые агрегаты — Группа ГАЗ"
от Начальника управления по продажам Иванова С.А.
касательно продукции ОАО "Автодизель" (ЯМЗ)

Информируем Вас, что в настоящее время двигатели ЯМЗ-236, -238 с турбонаддувом комплектуются поршневой группой 7511.1004005-60, 7511-1004009-60 взамен 238Б-1004005-Б и 238Б-1004009-Б соответственно.

Состав комплекта ЦПГ 7511.1004005-60:

Наименование детали Обозначение Кол-во, шт.
Кольцо уплотнительное 236-1004024-А 1
Кольцо антикавитационное 236-1002040 1
Кольцо уплотнительное 236-1002323 1
Комплект поршневых колец 7511.1004002 1
Гильза цилиндра 236-1002021-Б2 1
Поршень 7511.1004015-20 1

С указанными комплектами устанавливается также поршневой палец 7511.1004020-03 и шатун 7511.1004045-02. Данные комплекты включены в прайс-лист с 01.07.2011г.

С уважением,
Начальник управления по продажам С.А. Иванов

Основные размеры поршня:
— длина поршня — 172,5 -1,16 мм;
— расстояние от днища до оси отверстия под палец – 100 мм;
— диаметр камеры сгорания – 73 мм;
— глубина камеры сгорания – 24,3 мм;
— максимальный размер поршня на расстоянии 153 мм от днища
группа А от 129,83 до 129,85 мм;
группа Б свыше 129,85 до 129,87 мм;
группа Ж свыше 129,87 до 129,89 мм.

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
1. Товарный знак ОАО «Автодизель».
2. Обозначение детали (236-1004015-Д).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 20).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (А, Б, Ж) (выбиванием на днище).

Основные размеры поршня:
— длина поршня — 172,5 -1,16 мм;
— расстояние от днища до оси отверстия под палец – 100 мм;
— диаметр камеры сгорания – 76 мм;
— глубина камеры сгорания – 24,5 мм;
— максимальный размер поршня на расстоянии 113 мм от днища
группа АНБ от 129,80 до 129,82 мм;
группа БНБ свыше 129,82 до 129,84 мм;
группа ЖНБ свыше 129,84 до 129,86 мм;

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
1. Товарный знак ОАО «Автодизель».
2. Обозначение детали (238НБ-1004015 или 236-1004015-Е).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 20).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (выбиванием на днище).

Основные отличия от поршня 236-1004015-Д:
1. Размеры камеры сгорания.
2. Профиль рабочей поверхности.
3. Паз под форсунку охлаждения поршней.
4. Форма внутренней поверхности.

Основные размеры поршня:
— длина поршня — 167 мм;
— расстояние от днища до оси отверстия под палец – 100 мм;
— диаметр камеры сгорания – 76 мм;
— глубина камеры сгорания – 22,4 мм;
— максимальный размер поршня на расстоянии 113 мм от днища
группа АНБ от 129,80 до 129,82 мм;
группа БНБ свыше 129,82 до 129,84 мм;
группа ЖНБ свыше 129,84 до 129,86 мм;

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
1. Товарный знак ОАО «Автодизель».
2. Обозначение детали (238НБ-1004015-Б4).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).

Основные отличия от поршня 236-1004015-Д:
1. Размеры камеры сгорания.
2. Профиль рабочей поверхности.
3. Паз под форсунку охлаждения поршней.
4. Форма внутренней поверхности.

Основные размеры поршня:
— длина поршня — 145 мм;
— расстояние от днища до оси отверстия под палец – 85 мм;
— диаметр камеры сгорания – 76 мм;
— глубина камеры сгорания – 22,4 мм;
— максимальный размер поршня на расстоянии 119 мм от днища
группа АНБ от 129,85 до 129,87 мм;
группа БНБ свыше 129,87 до 129,89 мм;
группа ЖНБ свыше 129,89 до 129,91 мм;

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
1. Товарный знак ОАО «Автодизель».
2. Обозначение детали (7511.1004015-01).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).

Основные размеры поршня:
— длина поршня — 145 мм;
— расстояние от днища до оси отверстия под палец – 85 мм;
— диаметр камеры сгорания – 76 мм;
— глубина камеры сгорания – 22,4 мм;
— максимальный размер поршня на расстоянии 119 мм от днища
группа АНБ от 129,85 до 129,87 мм;
группа БНБ свыше 129,87 до 129,89 мм;
группа ЖНБ свыше 129,89 до 129,91 мм;

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
1. Товарный знак ОАО «Автодизель».
2. Обозначение детали (7511.1004015-10).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).

Основные отличия от поршня 7511.1004015-01:
1. Камера сгорания смещена на 5 мм в сторону развала.
2. Размеры и расположение выточек.

Основные размеры поршня:
— длина поршня — 145 мм;
— расстояние от днища до оси отверстия под палец – 85 мм;
— диаметр камеры сгорания – 76 мм;
— глубина камеры сгорания – 22,4 мм;
— максимальный размер поршня на расстоянии 119 мм от днища
группа АНБ от 129,85 до 129,87 мм;
группа БНБ свыше 129,87 до 129,89 мм;
группа ЖНБ свыше 129,89 до 129,91 мм;

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
1. Товарный знак ОАО «Автодизель».
2. Обозначение детали (7511.1004015-20).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
5. Обозначение размерной группы (АНБ, БНБ, ЖНБ) (Маркировка выбиванием на днище).

Основные отличия от поршня 7511.1004015-01:
1. Камера сгорания смещена на 5 мм в сторону развала.
2. Отсутствие выточек под клапана.
3. Отсутствие площадки на бобышке.

Основные размеры поршня:
— длина поршня – 156,5 мм;
— расстояние от днища до оси отверстия под палец – 97,5 мм;
— диаметр камеры сгорания – 78 мм;
— глубина камеры сгорания – 25,1 мм;
— максимальный размер поршня на расстоянии 127,5 мм от днища
139,84 мм.

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
1. Товарный знак ОАО «Автодизель».
2. Обозначение детали (8401.1004015-01).
3. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
4. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).

Основные размеры поршня:
— длина поршня – 156,5 мм;
— расстояние от днища до оси отверстия под палец – 97,5 мм;
— диаметр камеры сгорания – 78 мм;
— глубина камеры сгорания – 26,2 мм;
— максимальный размер поршня на расстоянии 127,5 мм от днища
139,84 мм.

Основные маркировки в литье, нанесенные на поршень:
1. Товарный знак ОАО «Автодизель».
2. Обозначение литейного сплава (АЛ 30).
3. Обозначение комплекта литейной оснастки (Буква и цифра).
4. Обозначение детали (847.1004015) (Маркировка выбиванием на днище).

Основные отличия от поршня 8401.1004015-01:
1. Наличие пробки в сливном отверстии охлаждающего канала.
2. Профиль рабочей поверхности.
3. Размеры камеры сгорания.

Информация с официального сайта ОАО "Автодизель"

Характеристики ЯМЗ-236

Надежность, проблемы и ремонт ЯМЗ-236

Известнейший 6-ти цилиндровый двигатель из Ярославля был разработан на базе популярного 8-ми цилиндрового ЯМЗ-238 и заменил устаревший ЯАЗ-204. Блок цилиндров отлит из чугуна с мокрыми чугунными гильзами (выступ гильзы над плоскостью блока 0.1 мм), имеет V-образную конфигурацию с углом развала 90°. Он такой же, как у ЯМЗ-238, но не имеет 2-х цилиндров. Внутри блока стоит коленвал на 4-х опорах, ход поршня 140 мм, диаметр шеек 110 мм, шатунные шейки 88 мм, а длина шатунов 265 мм. Диаметр поршней 130 мм, а их высота 100 мм.

Сверху блока установлено две 6-клапанные ГБЦ из чугуна. Размер впускных клапанов 61 мм, выпускных клапанов 48 мм, а толщина стержня — 12 мм. Они идентичны головкам от ЯМЗ-238, но адаптированы под 6-ти цилиндровый блок.
Это нижневальный мотор, соответственно, распредвал стоит в блоке цилиндров. Его характеристики аналогичны 8-ми цилиндровому мотору: фаза 246/266, подъем 13.5 мм.

Регулировать клапаны на ЯМЗ-236 нужно каждые 500 часов, их зазоры стандартные: 0.25-0.3 мм для впускных и выпускных. Порядок регулировки клапанов: 1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6.
Евро-2 моторы могли комплектоваться как обычными головками, так и индивидуальными, устанавливаемые на каждый цилиндр.
Давление масла на ЯМЗ-236 всех версий колеблется в районе 4-7 кгс/см 2 (прогретый мотор).

Это простой мотор с прямым впрыском и, в зависимости от модификации, тут применялись разные версии насосов, форсунок, а на турбо версиях, разнообразные турбокомпрессоры.

Сегодня продолжают выпускать ЯМЗ-236, но их меняют на более современные ЯМЗ-7601 и ЯМЗ-656.

Отличия двигателей ЯМЗ 236

1. ЯМЗ-236А — модель без турбины на основе 236М2, отличается насосом 60-40, масляным картером, шкивом коленвала. Этот мотор создан под стандарты Евро-0. Мощность 195 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 716 Нм при 1200-1400 об/мин.
Встречается данная модификация на следующих автомобилях: ЗИЛ-5343, 4526, 5417, 6309, 6409; ЛАЗ-42078, А1414, 52565; Неман-5201.
2. ЯМЗ-236Б — турбомотор со своими поршнями, с масляными форсунками, насосом 607, топливными форсунками 261 и с турбиной ТКР 90. Мощность 250 л.с. при 2000 об/мин, крутящий момент 1030 Нм при 1200-1400 об/мин. Экологический класс версии: Евро-0. Ресурс — 10000 часов.
Ставили двигатель на ТМ-120, ВЭКС 30L и Т-12.
3. ЯМЗ-236БЕ — такой же 236Б, но здесь установлен насос 607-10, жидкостно-масляный теплообменник, односекционный масляный насос, своя помпа. Мощность 250 л.с. при 2000 об/мин, момент 1030 Нм при 1200-1400 об/мин. Ресурс — 800 тыс. км.
Мотор стоит на МАЗ-5336, 5432, 5434, 5516, 6303. Экологический класс — Евро-1.
4. ЯМЗ-236БЕ2 — улучшенный 236БЕ под Евро-2. Здесь применены новые гильзы (выступ над поверхностью блока 1.6 мм), поршни, поршневые пальцы и шатуны (все от 7511). Кроме того, на Евро-2 моторах стоят головки с проточками, свой распредвал, ТНВД 133-30 (324-20 на 236БЕ2-14), форсунки 267. Мощность прежняя, а момент увеличен до 1078 Нм при 1100-1300 об/мин. Ресурс остался без изменений.
Найти такой двс можно на МАЗ-5336, 5432, 5434, 5516, 6303; МЗКТ-8022, Урал-4320, БЗКТ-8027, КрАЗ-6505 и 6510.
5. ЯМЗ-236БК — комбайновая версия 236БЕ. Мощность 250 л.с. при 2000 об/мин, момент 1030 Нм при 1100-1300 об/мин.
Комбайны с такой силовой установкой: Acros 530 и Енисей 860.
6. ЯМЗ-236Г — атмосферная модификация, аналог 236М2, но с топливным насосом 601 и с другой помпой. Экология соответствует Евро-0. Мощность агрегата 150 л.с. при 1700 об/мин. Срок службы — 8000 часов.
Устанавливали его на ЭО-33211, 4225; ДУ-84, 85, 101; ВЭКС-20К, ДЗ-122Б, ГС-14.02, ТВЭКС ЕТ-25-80, ВПМ МЛ-119А.
7. ЯМЗ-236Д — атмосферник с насосом 60-30 под Евро-0. Это тракторная версия 236М2, его мощность 175 л.с. при 2100 об/мин, крутящий момент 667 Нм при 1300-1500 об/мин. Моторесурс — 8000 часов.
Найти этот мотор можно под капотом Т-150, ХТЗ-17221, РТМ-160, ОрТЗ-150, ГС-14.02 и 18.05.
8. ЯМЗ-236ДК — комбайновая версия 236М2 с ТНВД 608. Мощность 185 л.с. при 2000 об/мин, момент 716 Нм при 1300-1500 об/мин. Экологический класс — Евро-0, а ресурс — 8000 часов.
Устанавливали его на Енисей-950, 954, 957, 959, 1200; КС-65, Т-11.01, ЧЕТРА 121.
9. ЯМЗ-236М2 — основной атмосферный двигатель мощностью 180 л.с. при 2100 об/мин, с крутящим моментом 667 Нм при 1250-1450 об/мин. Это Евро-0 мотор с насосом 60-30 и ресурсом 25000 часов.
Ставили его на МАЗ-5337, 5433, 5551; Урал-4320 и 5557; КС-4372, КС-5871, В138, ТС-10, Э30, ЭО-5119, ДУ-84, 85, 101; ДЗ-122, Кранэкс ЕК 270, ЕТ26, ПВ-10/8М1, НВ-10/8М2, АД60.
10. ЯМЗ-236Н — турбированный мотор мощностью 230 л.с. при 2100 об/мин, момент 882 Нм при 1200-1400 об/мин. Здесь установлена турбина ТКР-90, насос 604, топливные форсунки 261, свои поршни, масляные форсунки, а экология — Евро-0. Мотор аналогичен ЯМЗ-236Б. Моторесурс — 10000 часов.
Устанавливали этот двс на ЧТЗ Б10М, БКК-1, ПК-1.
11. ЯМЗ-236НЕ — турбомотор под Евро-1, аналог 236Н, но с жидкостно-масляным теплообменником, с другими масляным насосом и помпой, с ТНВД 604-10 (323-11 для 236НЕ-6, -18, -24). Его мощность и крутящий момент аналогичен ЯМЗ236Н. Технически мотор аналог ЯМЗ-236БЕ.
Автомобили с данным движком: МАЗ-104, 4219, 5256, 5277, 5336, 5432, 5551; Волжанин 5270, ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-5207, 5252.
12. ЯМЗ-236НЕ2 — аналог 236БЕ2, но здесь ТНВД 324-10 (133-20 на моделях 236НЕ2-3, -8, -14, -18, -30, -33, -36, -38). Мощность снижена до 230 л.с. при 2100 об/мин, момент 882 Нм при 1100-1300 об/мин. Ресурс — 800 тыс. км.
Встретить такую модификацию можно на Урал-3255, 4320, 4420, 5557; МАЗ-5336, 5337, 5432, 5433, 5551, 5554; ЛАЗ-5252, ЛиАЗ-5256, Волжанин-5270, Неман-5201.
13. ЯМЗ-236НБ — модель, созданная на базе 236НЕ, мощность снижена до 165 л.с. при 1800 об/мин, крутящий момент 736 Нм при 1200-1400 об/мин. Здесь стоит свой шкив коленвала, помпа, насос 605-10, модифицирован впуск.
Устанавливался на ЧЕТРА Т9.
14. ЯМЗ-236НД — измененный 236НЕ под тракторы и комбайны, отличается другим шкивом коленвала, своим вентилятором, насосом 605-20. Мощность 210 л.с. при 1900 об/мин, момент 882 Нм при 1200-1400 об/мин.
Стоит движок на комбайне Вектор и тракторе ЧТЗ Т10М.
15. ЯМЗ-236НК — турбодвигатель под Евро-1, разработан на базе все того же 236НЕ. Здесь установлен насос 605-30, другой масляный картер, свой шкив коленвала. Мощность 185 л.с. при 1900 об/мин, момент 833 Нм при 1200-1400 об/мин.
Это тракторный двигатель и ставили его на Т-150, ХТЗ-181 и ХТЗ-17222.

Неисправности ЯМЗ-236

Этот мотор является копией 238-го, но без двух цилиндров, проблемы данных моторов одинаковые: он так же греется, могут плавать обороты или мотор не развивает их, бывают стуки или движок начинает глохнуть и т.д. Причины всех этих неисправностей описаны тут.

Номер двигателя

Ищите маркировку в районе маховика, под впускным коллектором, как и на ЯМЗ-238.

Производство «Автодизель»
Ярославский моторный завод
Марка двигателя 236
Годы выпуска 1962-н.в.
Материал блока цилиндров чугун
Тип двигателя дизельный
Конфигурация V-образный
Количество цилиндров 6
Клапанов на цилиндр 2
Ход поршня, мм 140
Диаметр цилиндра, мм 130
Степень сжатия 16.5
Объем двигателя, куб.см 11150
Мощность двигателя, л.с./об.мин 150/1700
165/1800
175/2100
180/2100
185/2000
185/1900
195/2100
210/1900
230/2100
230/2100
250/2000
250/2000
Крутящий момент, Нм/об.мин -/-
736/1200-1400
667/1300-1500
667/1250-1450
716/1300-1500
833/1200-1400
716/1200-1400
882/1200-1400
882/1200-1400
882/1100-1300
1030/1200-1400
1078/1100-1300
Экологические нормы Евро 0
Евро 1
Евро 2
Турбокомпрессор ТКР 90
Вес двигателя, кг 890 (ЯМЗ-236М2)
950 (турбо)
Расход топлива при скорости 60 км/ч, л/100 км (для УРАЛ 4320) 35
Расход масла, % к расходу топлива, до 0.5
0.2 (Евро 2)
Масло в двигатель:
-летом
-зимой (меньше +5° С)
М-10-Г2к
М-8-Г2к
Сколько масла в двигателе, л 21 (атмосферный)
24 (турбированный)
Замена масла проводится, часов 500
1000 (Евро-2)
Размеры, мм:
— длина
— ширина
— высота
(ЯМЗ-236Б)
1276
1045
1100
Ресурс двигателя, часов
— по данным завода
— на практике
8000+
Двигатель устанавливался