Достаточно сильно стало раздражать, когда неправильно называют размерности, в частности это относится к дискам и резине, многие думают, что R15 — это радиус 15", т.е. учитывая, что радиус это половина диаметра, а дюйм равен 2,54 см, то получается размер диска 76,2 см, возьмите рулетку в руки и посмотрите, сколько это, и влезет ли такой диск, даже без резины, в арку. R — это не радиус, а обозначение радиальности шины, а число — диаметр диска в дюймах
А ведь такие ляпы допускают и автомобильные каналы, и журналы, да и в газете буквально на это неделе видел подобное, а на drive2 такое видно чуть ли не у каждого 3го в БЖ.
Вот и вчера вечером с приятелями возник очень горячий спор, и ведь у всех у нас есть машины, притом далеко не первые и спорить готовы были на довольно приличные деньги и только когда подошли к машине и стали мерить, только тогда спор разрешился

Дальше пойдет более подробная информация, написанная не мной, а позаимствованная с одного форума

Обозначение R, на резине, это не радиус, а наименование “радиальности” шины. Давайте посмотрим на примере: на колесном диске есть вот такие выштамповки, 8.5Jx18 H2 5×120 ET20 d74.1

8.5 – это ширина диска в дюймах (W);
18 – это диаметр диска в дюймах (D);
5×120 – это обозначение количества посадочных болтов и диаметра, на котором они расположены. Этот диаметр обозначают еще как PCD, и измеряется он в миллиметрах. В нашем случае количество посадочных болтов равно 5 и PCD равен 120 мм;

ET20 – вылет диска. Это расстояние между привалочной плоскостью колесного диска (плоскость, которой прижимается диск к ступице) и осью симметрии диска (CL). Вылет (ЕТ) измеряется в миллиметрах. В нашем случае он равен 20 мм;
d74.1 – диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в миллиметрах. В нашем случае равен 74.1 мм. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные(центровочные) кольца, надежно фиксирующие диск, исключая возможность возникновения вибраций.

В маркировке присутствуют также и дополнительные параметры J и H2, но они интересны только специалистам.
J – таким образом обозначается информация о конструкции бортовых закраин обода диска. Бывают: J, JJ, K, JK, B, P и D.
H2 – обозначение конструкции хампов. Хампы – это кольцевые выступы на посадочных полках обода. Бывают: H, H2, FH, FH2, CH, EH2, EH2+.

Данной базовой информации достаточно для того, что бы как минимум грамотно задать вопрос. Или же самостоятельно подобрать колесные диски.

Колесами 15 размера комплектуются легковые автомобили с шинами аналогичного радиуса и дисками с посадочным диаметром 15 (дюймов).

Основные размеры колес R15:

В зависимости от типа установленной шины минимальная ширина колеса R15 равна 145 (мм), максимальная — 295 (мм).

Размеры колес с радиальной шиной разного профиля:

  • 145/65R15 – ширина шины 145 (мм), профиль шины — 65 %, посадочный диаметр диска — 15 (дюймов);
  • 195/45R15 – ширина шины 195 (мм), профиль шины — 45 %, посадочный диаметр диска — 15 (дюймов);
  • 225/60R15 – ширина шины 225 (мм), профиль шины — 60 %, посадочный диаметр диска — 15 (дюймов);
  • 265/70R15 – ширина шины 265 (мм), профиль шины — 70 %, посадочный диаметр диска — 15 (дюймов);
  • 295/50R15 – ширина шины 295 (мм), профиль шины — 50 %, посадочный диаметр диска — 15 (дюймов).

Важно: высота профиля шины колеса R15 находится в пределах 45-65 %.

Общие характеристики колес 15 дюймов
Чертеж Чертеж колес d (мм)
Диаметр колеса

1. Номинальный размер внешнего диаметра (2хR) колеса;
2. Максимальный размер при эксплуатации.

b (мм)
Ширина колеса

1. Номинальная ширина колеса (за исключением защитного пояска);
2. Максимальная ширина при эксплуатации.

h (мм)
Высота профиля в (мм)


(макс 345/35R15) 553-563 245-258 86
(мин 115/80R15) 597-607 135-148 108
Таблица основных типоразмеров колес 15 дюймов
Размер
Размер колеса в формате:

1. Ширина рабочей поверхности;
2. Процент высоты профиля от ширины;
3. R – тип конструкции (радиальный) – внутренний диаметр (в дюймах).

b (мм)
Ширина колеса

1. Номинальная ширина колеса (за исключением защитного пояска);
2. Максимальная ширина при эксплуатации.

d (мм)
Диаметр колеса

1. Номинальный размер внешнего диаметра (2хR) колеса;
2. Максимальный размер при эксплуатации.

l (мм) Длина окружности колеса в (мм) h (мм)
Высота профиля в (мм)

145/65R15 145-156 570-577 1735 94 155/65R15 155-163 583-591 1778 101 165/65R15 165-177 596-603 1815 107 175/65R15 175-184 609-619 1857 114 195/65R15 195-209 635-645 1937 127 205/65R15 205-217 648-657 1973 133 215/65R15 215-230 661-673 2016 140 225/65R15 225-240 674-683 2116 146 175/60R15 175-184 591-599 1803 105 185/60R15 185-197 603-611 1839 111 195/60R15 195-209 615-625 1876 117 205/60R15 205-217 627-637 1912 123 225/60R15 225-237 651-661 1986 135 175/55R15 175-189 574-581 1748 96 185/55R15 185-202 585-593 1784 102 195/55R15 195-209 596-603 1815 107 205/55R15 205-223 607-617 1851 113 225/55R15 225-242 629-639 1918 124 195/50R15 195-209 576-585 1760 98 205/50R15 205-223 586-595 1790 103 225/50R15 225-242 606-617 1851 113 195/45R15 195-203 557-565 1699 88 215/45R15 215-227 575-587 1805 97 195/60R15 195-208 640-653 2012 117 215/45R15 215-228 575-585 1805 97 185/80R15 185-198 677-687 2127 148 235/70R15 235-248 710-720 2231 165 195/80R15 195-208 693-703 2177 156 215/75R15 215-228 704-714 2210 161 215/60R15 215-228 639-649 2007 129 255/65R15 255-268 713-723 2238 166 205/70R15 205-218 668-678 2099 144 235/75R15 235-248 734-744 2304 176 215/70R15 215-228 682-692 2143 151 225/70R15 225-238 696-706 2187 158 205/75R15 205-218 689-699 2163 154 225/75R15 225-238 719-729 2257 169 265/75R15 265-278 779-789 2446 199 195/75R15 195-208 674-684 2116 146 195/70R15 195-208 654-664 2055 137 255/70R15 255-268 738-748 2318 178 165/50R15 165-178 579-589 1819 99 165/55R15 165-178 563-573 1767 91 215/80R15 215-228 725-735 2278 172 175/80R15 175-188 661-671 2077 140 215/50R15 215-228 596-606 1872 108 265/70R15 265-278 752-762 2362 186 240/80R15 235-248 757-767 2378 188 185/70R15 185-198 640-650 2011 130 275/60R15 275-288 711-721 2234 165 225/80R15 225-238 741-751 2328 180 345/35R15 245-258 553-563 1736 86 205/45R15 205-218 566-576 1777 92 165/60R15 165-178 579-589 1819 99 165/80R15 165-178 645-655 2026 132 185/65R15 185-198 622-632 1952 120 185/75R15 185-198 659-669 2069 139 185/50R15 185-198 566-576 1778 93 135/70R15 135-148 570-580 1791 95 155/60R15 155-168 567-577 1781 93 265/65R15 265-278 726-736 2279 172 155/70R15 155-168 598-608 1879 109 115/80R15 135-148 597-607 1876 108

Предостережение: несмотря на то, что данные представляют собой официальные цифры производителей, приведенная выше информация является справочной, и не гарантирует однозначной точности.

С помощью этого раздела вы без труда сможете разобраться с основными параметрами дисков, их маркировке, которые необходимы для правильного подбора диска. Или позвоните по тел в Москве: — наши специалисты ответят на ваши вопросы, ничто не заменит вам живого общения.

Рекомендованные параметры колесного диска могут немного отличаться для одной и той же машины, независимо от того, какой диск вы хотите установить на ваш автомобиль — стальной, литой или кованый.
Но существует стандартная маркировка диска, которая выглядит, для примера, вот так:

6.5J×15 H2 5/112 ET39 d57.1

Далее мы по порядку расскажем про все параметры указанные в маркировке диска:

Ширина диска

6.5 — (B) — Ширина диска в дюймах (иногда это значение в маркировке обозначается в виде
Ширина измеряется не по внешним сторонам диска, от края и до края, а по, так называемой «полке диска», на которую ложатся боковины шины.
Ширина шины и диска должны строго соответствовать друг другу, чтобы шины, после установки на диски, имели заданную производителем оптимальную форму. Рассчитать необходимую ширину колесного диска можно на шинном калькуляторе.

J — Форма боковой закраины обода (может быть JJ, JK, K или L). При подборе автодисков этот параметр не учитывается, и ему можно не уделять большого внимания.

Диаметр

15 — (D) — Диаметр диска в дюймах. Обратите внимание, что диаметр колесного диска это не внешний диаметр диска от края до края, а также, как и в случае с шириной, это диаметр «полки» диска, на который ложится борт покрышки.

Поэтому если вы захотите измерить рулеткой внешний диаметр автомобильного диска, вы должны учитывать, что на самом деле его действительное значение чуть меньше. А чтобы перевести диаметр диска из сантиметров в дюймы, нужно разделить полученное значение на 2,54 .

Т.е. если у вас при измерении получилось 40,6 см , то:

Диаметр диска = 40.6 / 2.54 = 16 дюймов

H2 — Код конструкции и количество хампов (вариации хампов: H — простой хамп, H2 — двойной, FH — плоский (Flat Hump), AH — асимметричный (Asymmetric Hump), CH — комбинированный (Combi Hump))
Хампы — небольшие кольцевые выступы служат для удерживания бескамерной шины от соскакивания с диска. При подборе дисков этот параметр не учитывается.

PCD диска

Крепежные параметры диска: 5/112 — первая цифра — это количество болтов (или гаек) в нашем случае 5 .
Вторая — диаметр, на котором они расположены (мм), который называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 112 мм.
В шинной тематике для упрощения часто называют термином PCD сразу оба этих параметра, и указывая PCD диска пишут 5/112.

Измерение PCD нужно проводить с высокой точностью, поскольку существуют очень близкие значения (например, 98 и 100 или 110 и 112), и которые нельзя применять одни вместо других! Подробную инструкцию, как правильно измерить параметры диска, вы можете найти в разделе: измерение параметров диска.

Вылет диска (ET)

ЕТ39 — Вылет или вынос диска (этот параметр может также иметь маркировку OFFSET и DEPORT). Вылет диска — это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска.

Вылет колесного диска (маркировка ЕТ) измеряется в миллиметрах. Бывают диски с отрицательным вылетом и положительным и, в случае, если середина диска совпадает с плоскостью крепления диска к ступице, то вылет диска будет равен нулю. В нашем рассматриваемом случае ET положительный и равен 39 мм.

Вылет автомобильного диска, как правило, зависит от ширины диска, поскольку увеличивая ширину диска, приходится уменьшать ЕТ и тем самым отодвигать диск наружу авто, чтобы он не цеплялся за стойку амортизатора и другие детали подвески. Однако, слишком маленький вылет увеличивает нагрузку на ступичные подшипники и, при определенных значениях, шина может тереться о крыло автомобиля, особенно при срабатывании подвески.
А слишком большое значение вылета может не дать установиться диску на машину изначально, поскольку внутренняя часть диска будет упираться в тормозной суппорт или другие детали подвески автомобиля.

Как узнать допустимый вылет диска? Лучше всего руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя машины и каталогами применяемости различных производителей дисков. В каталогах указывается: к каким конкретно автомобилям подходит данный диск и какими сертификатами это подтверждено. Если в каталоге указано, что данный диск подходит к вашей машине и на него есть международный сертификат, например, TUV, то эти диски можно смело ставить на машину. При этом дилер авто не имеет права предъявить вам претензии и снять машину с гарантийного обслуживания.

Многие путаются, думая, что раз параметр называется «вылет», то чем он больше, тем колесо будет больше выступать наружу машины. Но на самом деле все совсем наоборот. Чем меньше вылет диска, тем больше колесо будет сдвигаться наружу автомобиля .

d57.1 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости и называется этот параметр DIA диска . Диаметр DIA измеряется в мм. и в нашем случае равен 57.1 мм.

Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца. Эти кольца бывают изготовлены из пластмассы или из металла. Пластмассовые кольца менее прочные, но у них есть очень большое преимущество над алюминиевыми переходными кольцами. В условиях российских зим, пластмассовые кольца, из-за отсутствия окисления, не дают возможности «прикипеть» литому диску к ступице.

  1. Диаметр отверстия под ступицу (DIA диска) на штампованном (стальном) диске, должен совпадать с рекомендуемым значением (+ — 0.1мм), поскольку на стальных дисках не применяются переходные кольца.
  2. Диаметр отверстия под ступицу на литом или кованом дисках определяется пластиковой втулкой (переходным кольцом), которая подбирается непосредственно для вашего автомобиля, после выбора модели диска.
  3. Оригинальные диски, которые устанавливаются на машину заводом-изготовителем автомобиля, обычно не предусматривают установку переходных колец, и изготавливаются сразу с необходимым диаметром центрального отверстия DIA.

MAX LOAD

Существуют еще один дополнительный параметр, который не имеет отношения к размерам диска, но он важен для правильного подбора автодиска. Этот параметр называется MAX LOAD — максимальная нагрузка на диск. Для легковых машин диски обычно изготавливаются с запасом прочности, но если диски для легкового авто поставить на джип или микроавтобус, то они могут не выдержать нагрузки и деформироваться при попадании даже в незначительную яму.
Поэтому подбирая диски для джипа или другой тяжелой машины, обязательно обратите внимание на рекомендуемый параметр максимальной нагрузки на диск.
Измеряется MAX LOAD в фунтах или в килограммах. Чтобы перевести фунты в килограммы, нужно разделить их на коэффициент 2,2. К примеру, если указана нагрузка 2000 фунтов (2000LB) то:

MAX LOAD = 2000LB = 2000 / 2.2 = 908 кг

Более подробную информацию о том, какие параметры дисков подходят к вашему авто, вы можете посмотреть на страницах «Как узнать параметры диска?» или поговорить с нашими специалистами.

Дополнительную информацию по маркировке дисков вы можете узнать у специалиста по телефону:

Внимание! Все содержимое этого сайта охраняется законодательством об интеллектуальной собственности (Роспатент, свидетельство о рег. №2006612529). Установка гиперссылки на материалы сайта не рассматривается как нарушением прав и согласования не требует. Юридическая поддержка сайта — юр.фирма «Интернет и Право».