автомобиль колесо неисправность камера
На автомобиле ЗИЛ-130 устанавливаются дисковые колеса 260-508Р (9,0R20), с трехкомпонентным ободом, с креплением по типу ISO 4107-79.
Колесо состоит из обода и диска, приваренного к ободу, замочного и бортового колец, ободной ленты, камеры и покрышки (см. рисунок 1).
На автомобиле ЗИЛ-130 используются шины модели 260-508Р, техническая характеристика которых приведена в таблице 1.
Съемное бортовое кольцо удерживается на ободе замочным разрезным кольцом, размещенным в канавке обода.
Рисунок 1 — Колесо автомобиля ЗИЛ-130 с шиной: 1 — дисковый обод колеса 2 — замочное кольцо; 3 — ободная лента; 4 — бортовое кольцо; 5 — камера; 6 — покрышка
Диск колеса автомобиля ЗИЛ-130 имеет центральное отверстие под колпак ступицы, и восемь отверстий для крепления колеса гайками на шпильки ступицы.
Камера колеса удерживает сжатый воздух внутри шины. Она представляет собой эластичную резиновую оболочку в виде замкнутой трубы. Для плотной посадки (без складок) внутри шины размеры камеры несколько меньше, чем внутренняя полость покрышки. Толщина стенки камеры обычно составляет 2,5…5 мм для шин грузовых автомобилей.
Для накачивания и выпуска воздуха камера имеет специальный вентиль. Он позволяет нагнетать воздух внутрь камеры и автоматически закрывает его выход из камеры.
Рисунок 2 — Вентиль шины: а, б — металлические; в-металлический с обрезиненной пяткой; 1 — колпачок; 2 — золотник; 3 — втулка; 4 — клапан; 5 — стержень; 6 — пружина; 7 — скоба; 8 — корпус; 9 — гайка; 10 — камера
На автомобилях ЗиЛ — 130 используются камеры с металлическими вентилями с обрезиненной пяткой (рисунок 2, в). Вентиль (рисунок 2, а) состоит из корпуса 8, золотника 2 и колпачка 7. Корпус металлического вентиля (рисунок 2, а, б) представляет собой изогнутую латунную трубку. Для крепления вентиля на камере имеется специальная площадка овальной или круглой формы, привулканизированная к камере. Внутрь корпуса ввернут золотник 2 с резиновой уплотнительной втулкой 3. Через золотник проходит стержень 5 с клапаном 4 и скобой 7. Клапан через резиновое кольцо плотно прижимается к золотнику пружиной 6. При накачивании камеры клапан открывается под давлением воздуха, пропуская его внутрь камеры. Для выпуска воздуха из камеры необходимо нажать на стержень и открыть клапан. На верхний конец вентиля навертывают колпачок 7, который предохраняет вентиль от загрязнения и одновременно служит ключом для ввертывания и вывертывания золотника.
Давление воздуха в шинах автомобиля ЗИЛ-130 должно составлять: на передних колесах 3,5 (4,5) кгс/см 2 , на задних 5,0 (6,0) кгс/см 2 [5].
Ободная лента 3 (см. рисунок 1) шины предохраняет камеру от повреждений и трения об обод колеса и борта покрышки. Лента исключает также возможность защемления камеры между бортами покрышки и ободом. Она выполнена из резиновой профилированной ленты и имеет форму кольца, внутренний диаметр которого несколько больше диаметра обода колеса. В ободной ленте имеется отверстие для вентиля камеры. Ободная лента устанавливается между ободом колеса и камерой шины.
При сборке колеса все поверхности покрышки, камеры, ободной ленты и обода, которыми эти детали соприкасаются одна с другой, припудривают тальком, для того чтобы исключить трение этих поверхностей друг об друга.
На колесах автомобилей ЗИЛ-130, может появляться статический дисбаланс, предельно допустимый дисбаланс равен 0,3 Н·м [5]. Дисбаланс устраняется путем установки грузиков, на обод колеса, определенной массы.
Легендарный грузовик, начавший свою жизнь ещё при СССР – ЗИЛ. Завод производил грузовики под все требования, которые только могли возникнуть: автокраны, седельные тягачи, рефрижераторы, фургоны и ещё огромное количество разновидностей. ЗИЛ известен не только своими грузовиками и правительственными легковыми автомобилями – на заводах ЗИЛ, Камаз начал свой путь. Сейчас об этом помнят единицы, но именно на ЗИЛ Камаз получил свои первые версии автомобилей, которые легли в основу современного автомобилестроения. Но, как и любым автомобилям, грузовикам для передвижения и доставки грузов требуются качественные шины.
Характеристики
На грузовики ЗИЛ предлагался огромный выбор дополнительного оборудования, что делало автомобиль универсальным для всех областей эксплуатации. Машина могла использоваться для перевозки грузов, а версия с краном могла эксплуатироваться для строительных и коммунальных нужд.
В грузовик устанавливался двигатель, объёмом 6.0 литра, V-образной формы, имеющий 8 цилиндров и двухкамерный карбюратор. Выдаваемой мощности в 150 л.с. хватало для грузоподъёмности 6 тонн, и она позволяла уверенно выполнять функции среднетоннажного грузовика.
Дальнейшие модификации грузовика выпускались с доработанной версией двигателя ЗИЛ-130. Усовершенствования в большинстве заключались в адаптации мотора к различным условиям (ускоренный разгон, большая грузоподъёмность и др.).
Подбор
Какие характеристики шин требуется соблюдать при выборе покрышек на грузовики? Чтобы правильно подобрать покрышки, необходимо соблюдать рекомендованный размер шин ЗИЛ, а при эксплуатации строго следить за показателем давления в шинах ЗИЛ. Соблюдая два этих правила, резина прослужит долгое время, не требуя замены.
Типоразмер
Размер требуется подбирать в соответствии с выбранной комплектацией и кузовом. Для определённых условий заводом подобраны специальные размерности колёс, которые обеспечивают проезд в определённых условиях (внедорожные и др.). Найти информацию можно в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Для самых распространённых моделей типоразмер составляет:
- ЗИЛ-130 (4х2) – 9.00-20 (260-508);
- размер шины ЗИЛ-131 (6х6) – 12.00R20 (320R508);
- ЗИЛ Бычок 5301 (4х2) – 225/75R16;
- ЗИЛ-157 (6х6) – 12.00R18 (320R457);
- ЗИЛ-4331 (4х2) – 9.00R20 (260R508).
Необходимо соблюдать указанные типоразмеры, чтобы центр тяжести не смещался, и не происходило быстрого стирания покрышек.
Давление
Ещё один из главных показателей, которые нужно соблюдать при эксплуатации – давление. От характеристики давления зависит работа и мягкость подвески, срок службы покрышек и ещё целый ряд параметров. Необходимо помнить, что при полной загрузке шины требуется подкачивать или спускать, чтобы машина не просела под грузом и не «зажевала» покрышку.
Для популярных моделей давление должно составлять:
- ЗИЛ-130 – 4.5 передние и 6.0 задние колёса;
- ЗИЛ-131 – 3.0 для переда, 5.8 задние шины;
- ЗИЛ Бычок 5301 – 4 атмосферы;
- ЗИЛ-4331 – 6 атмосфер для всех колёс;
Из-за большого возраста для ЗИЛ-157 давление подбирается индивидуально.
Важно: значения указаны автомобилей без нагрузки, эксплуатирующихся в летнее время года!
Замена
Чтобы заменить штатные колёса ЗИЛ, идеально подходят следующие варианты, зарекомендовавшие себя только с положительной стороны:
- Омскшина Н142Б-1 – идеально подходящие шины ЗИЛ-130. Всесезонные покрышки, отвечающие всем современным требованиям к надёжности в грузоперевозках. Отлично показали себя на грузовиках и поэтому являются одними из самых популярных на рынке.
- Кама 218 – покрышки для легкогрузового транспорта (ЗИЛ Бычок). Отличная курсоустойчивость, невысокая цена и отличная управляемость – а что ещё требуется от хороших покрышек?
- ForwardTraction – одна из лучших покрышек для ЗИЛ-4331. Обеспечивает превосходное сцепление с дорожным покрытием и высокую курсоустойчивость и придаёт автомобилю отличные ходовые характеристики.
- М-93 – шина, зарекомендовавшая себя только с лучшей стороны. Размеры идеально подходят для ЗИЛ-131, а ходовые характеристики полностью соответствуют требованиям этого автомобиля. Уникальный рисунок протектора придаёт покрышке высокую проходимость и делает резину одной из лучших на рынке.
- АЛТАЙШИНА ИД-304 – ещё одна покрышка для 131. Невысокая стоимость и отличные характеристики делают эту шину достойным конкурентом среди аналогов. Несмотря на то, что рисунок протектора универсальный – он придаёт автомобилю высокую курсоустойчивость и сопротивление аквапланированию.
Итог можно подвести следующий: чтобы легендарный грузовик продолжал ездить и выполнять свои прямые функции – за его состоянием требуется следить, и один из главных элементов, за которыми нужен постоянный контроль – шины. Если должным образом следить за покрышками – автомобиль отплатит за это долгим сроком службы и доедет в любое необходимое место!
Осмотреть автомобиль снаружи (кабину, оперение, платформу, шасси, ходовую часть). Проверить, нет ли наружных повреждений, при необходимости очистить от пыли и снега, протереть стекла кабины, приборы освещения и световой сигнализации, номерные и опознавательные знаки.
18. Проверить действия замков кабины и бортов платформы.
При наличии прицепа проверить надежность сцепки, крепление аварийных цепей; убедиться в том, что разобщительные краны на автомобиле (рис. 4) и прицепе открыты.
19. Проверить наличие, комплектность, надежность укладки и закрепления водительского и шанцевого инструмента (приложение 1).
20. Проверить крепление всех колес, а также состояние и крепление рулевых тяг. На автомобиле ЗИЛ-131 открыть шинные краны.
Проверить на слух, нет ли утечки воздуха из системы регулирования давления в шинах.
На автомобиле ЗИЛ-130 проверить давление воздуха в шинах.
Нормальное давление вшинах передних колес 3,5 кГ1см 2 , задних колес и запасного колеса — 5 кГ/см 2 .
При применении шин типа Р давление должно быть для передних колес 4,5 кГ/сж 2 , для задних и запасного колес — 6 кГ/см 2 .
21. Проверить количество бензина в баках и крепление пробок их горловин.
— уровень масла в картере двигателя (рис. 5);
— уровень охлаждающей жидкости в радиаторе; уровень должен быть при заправке водой ниже верхнего края заливной горловины на 40—50 мм, при заправке низкозамерзающей жидкостью—на 80—90 мм-, при наличии расширительного бачка радиатор заполнять полностью, а бачок — до половины;
— натяжение приводных ремней (рис. 6) водяного насоса, вентилятора (генератора) насоса гидроусилителя рулевого механизма, компрессора.
23. Для автомобилей с лебедкой убедиться в том, что трос лебедки плотно намотан на барабан, крюк троса надежно закреплен, рычаг включения барабана стоит в положении «Включено», а рычаг коробки отбора мощности стоит в нейтральном положении и надежно закреплен замком.
24. Проверить наличие осевого перемещения рулевого колеса и свободный ход педали сцепления. Осевое перемещение рулевого колеса недопустимо. Свободный ход педали должен быть в пределах 35—50 мм.
25. Проверить действие ручного тормоза. Полное затормаживание должно происходить при перемещении стопорной защелки на четыре — шесть зубьев сектора.
26. При эксплуатации автомобиля при низкой температуре окружающего воздуха необходимо:
— подготовить средства разогрева двигателя перед его запуском;
— проверить крепление утеилительного капота;
— установить аккумуляторные батареи, плотно закрепить зажимы проводов на клеммах и смазать их тонким слоем солидола;
— провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя и убедиться, что приводы водяного насоса, генератора, компрессора, насоса гидроусилителя рулевого управления действуют исправно.
27. На автомобиле ЗИЛ-131 включить включатель массы-аккумуляторной батареи.
28. Запустить двигатель и прогреть его, не превышая среднего числа оборотов, до температуры охлаждающей жидкости не ниже 60° С. Для ускорения прогрева двигателя необходимо прикрыть жалюзи радиатора, а в зимнее время дополнительно покрыть двигатель утеплительным капотом. После прогрева прослушать ра-
29. боту двигателя на разных числах оборотов, проверить показания и действия контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп.
30. Стрелка указателя 3 (рис. 7) уровня топлива должна показывать на шкале количество топлива в баках.
31. Стрелка указателя 6 давления масла на прогретом двигателе должна показывать давление не менее 1,5 кГ/см 2 при 1200 об(мин и 0,5 кГ/см 2 на холостом ходу при 500 об/лш«.
В шине запасного колеса должно быть давление воздуха, исключающее складывание камеры.
В вентиле камеры шины запасного колеса должен быть установлен золотник, остальные золотники находятся в комплекте ЗИП. При установке запасного колеса на ось вывернуть золотник.
Давление воздуха в системе тормозов должно быть не ниже 4,5 кГ/см 2 (верхняя шкала манометра 7). При этом показание нижней шкалы должно быть равно нулю (давление воздуха в тормозных камерах).
При резком полном нажатии на педаль тормоза (при неработающем двигателе) давление в баллонах должно несколько снизиться (верхняя шкала манометра), а давление в тормозных камерах (нижняя шкала манометра) должно стать равным давлению в баллонах. После этого не должно быть заметного движения стрелок манометра в течение времени, пока педаль нажата. Дальнейшее понижение давления свидетельствует о нарушении герметичности в пневматической системе.
После того как педаль тормоза резко отпущена, время падения давления в тормозных камерах (по нижней шкале манометра) не должно превышать 2 сек.
Свободный ход конца тормозной педали должен быть в пределах 20—30 мм при установке на автомобиле одинарного тормозного крана и 40—60 мм при установке комбинированного тормозного крана при наличии сжатого воздуха в воздушных баллонах (в процессе эксплуатации не регулируется).
Контрольная лампа 5 зарядки аккумуляторной батареи должна гаснуть при 900—1000 об/мин коленчатого вала двигателя. При достижении температуры охлаждающей жидкости 115° С загорается контрольная лампа 23 аварийного перегрева.
3. Проверить угловой свободный ход рулевого колеса, который не должен превышать 15° при работе двигателя на холостом ходу.
4. Остановить двигатель, проверить на слух работу центробежного фильтра очистки масла (центрифугу). Исправная центрифуга продолжает вращаться еще 2—3 мин
32. Проверить исправность указателей поворота, звуковых сигналов, стеклоочистителей и устройства для обмыва ветрового стекла.
33. При эксплуатации автомобилей в горных районах проверить наличие и состояние дополнительных тормозных устройств, имеющихся на автомобиле.
34. Во время движения автомобиля к контрольно-техническому пункту проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, тормозов и спидометра.
18.При наличии прицепа проверить работу его тормозов.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.