Добрый день, я продолжаю исправлять косяки на Волге после предыдущего владельца и сегодня мы продолжим разговор о датчиках и речь пойдет о датчике включения вентилятора.

Вентилятор у Волги включается в зависимости от того, какие мозги стоят либо непосредственно от отдельного датчика, если у вас НЕ Микас, либо от датчика температуры который дает показания в мозги, если у Вас Микас, там можно включить такую опцию)
Т.к. у меня мозги СОАТЭ, вентилятор у меня включается от отдельного датчика ТМ-108, который в стандартной машине установлен в левом по ходу движения пластиковом бачке радиатора, т.е. насколько я понимаю по замыслу инженеров ОЖ должна пройти через радиатор и только если ее температура там превышает допустимые пределы, должен включаться датчик. Датчик по умолчанию должен стоять 82-87, т.е. когда у вас 87 вентилятор включается, а когда температура падает до 82, то он выключается. Но на практике дело обстоит не всегда так, и когда в радиаторном бачке 87, в голове температура уже ближе к ста градусам. Что естественно не очень хорошо, поскольку близко к перегреву и всем вытекающим из этого неприятностям в виде коробления головы и пробоя прокладки, хотя производитель и заявляет что рабочий диапазон температуры двигателя 85-105 градусов.
Я уже не говорю о том, что до вас кто то может по ошибке или незнанию вкрутить в радиатор датчик с более высокой температурой включения, например 92-87.
Вообщем у меня с момента покупки машины была проблема что вентилятор включался практически в красной зоне, при этом давило тосол из под крышки расширительного бачка. Друг, у которого была такая же машина, говорил что у него тоже включался вентиль ближе к сотни и типа эта норма. НИКОГДА НИКОГО НЕ СЛУШАЙТЕ, ДУМАЙТЕ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ! Нихрена это не норма. Но недавно я приехал постоял немного на холостых, заглушил и услышал булькание под капотом. Открыл капот, в бачке не булькает, но в голове явно булькает, ОЖ КИПИТ, А ВЕНТИЛЯТОР МОЛЧИТ! Я сразу замкнул клеммы на датчике вентилятора друг на друга, что заставило его принудительно охлаждать машину. В такие моменты двигатель лучше не глушить, чтобы циркуляция ОЖ тоже продолжалась в системе, это поможет избежать перегрева и дальнейших проблем.
Короче я понял, что либо датчик стоит на высокую температуру, либо ему приходит кирдык. Маркировку на датчике было невозможно прочитать, он был так закручен что она смотрела вниз, сверху я увидел лишь то, что у меня установлен датчик производства ЛУЗАР.
Я подключил диагностику и решил по показаниям мозгов увидеть на какой все таки температуре включается вентилятор. В итоге температура уже 100, а вентиль все молчит, глушу, тут же завожу, он включается, температура уже 105, включается и снова выключается. Он все понятно, замыкаю напрямую. Т.е. датчик сдох, включаться начал тупо от вибрации двигателя. И второй вывод ОЖ говно- начинает закипать уже при 100-105 градусах, хотя по идее температура закипания должна быть не меньше 120 в системе под давлением.
И я решил сразу сделать нормально, т.к. перенести датчик в железную трубку радиатора, которая стоит в верхнем патрубке и поставить туда датчик на 92-87, по моим задумкам это позволить удержить температуру двигателя в районе 90 градусов, что я считаю оптимальным для 406 двигателя. Это стандартная доработка системы охлаждения на Волге.

Купил трубку от с гайкой под датчик ТМ-108 от газели, купил датчик 92-87, производства Пекар, брать калужский мне опять же отсоветовала знакомая продавец. Пекаровский датчик выглядит прилично, упакован в блистере. В комплекте с датчиком идет медная шайба, ее я отжог на газовой плите, для лучшей герметичности соединения.

1)Трубка под датчик вентилятора 3302- 110р
2) Провод 1 метр 2 жилы 2 квм мм+ клеммы=70р
3) Датчик вкл вентилятора ТМ-108 Пекар 92-87- 205р

Вообщем Авто газ 3102 змз 406 инжектор с родным радиатором который с заливной горловиной в нём стоит датчик на включения вентилятора как я понял по БК включается на 90 градусов. И стоит датчик на верхнем патрубке после термостата но не подключен.
И ПАРУ ПОПРОСОВ.
1) ГДЕ лучше оставить датчик на радиаторе или на патрубке.
2) На сколько поставить термостат на лето
3) И следовательно на сколько датчик включения карлосона.

Смотрите также

Комментарии 36

Промыл систему (раз 5… и химией из магаза и лимонкой и просто водой, и с включенным двиглом посредством: шланг в РБ…) поставил новый радиатор (медь, 3х рядный), поставил термос на 87 гр (лоханулся), и два датчика вкл. карлсона паралельно в корпус и патрубок 82-87гр. На улице в полдень всего градусов 20 набегает, а по городу карлсон то и дело включается.
Что получается? термос закрывается не успев охладить антифриз? на днях поменяю термос на 82 или 70 поставить?

Термос не знаю уже почти 10 лет стоит с завода, датчик на патрубке от оки включение гдето 84 градуса. Датчик работает уже как 8 лет.

Термостат на 70, датчик 87, 92

Тема через день мелькает, лень почитать блоги в двух сообществах Волга и газель.

На лето лучше термос на 82 гр. открытия датчик на 92-87. Датчик в патрубке более ближе к реальной не искаженной радиатором температуре, быстрее и точнее реагирует на изменении температуры ДВС. Для подстраховки можно запаралелить со вторым датчиком. Датчики бери импортные их море: италия, франция, америка и т.п. На зиму у меня стоит термос на 88 , датчик на 95-90. По термосам www.drive2.ru/l/2592098/

Лучше два паралельно подключить, надежней

82 градуса, летом мотору не жарко и тебе зимой холодно не будет. Термостат бери илипольский "Ween" или с тойоты прадо (но переделка небольшая нужна)

Термовыключатель 92-87 с учетом термостата на 82 градуса. Термовыключатель от москвича 2141 (он на 87-92)

Я поставил на консоль клавишу на включение вентилятора.Принудительно.Ориентируюсь по температуре.4 года работает,2 поездки на моря-полет нормальный! Не кипит ни разу. Ну это на любителя конечно…

трехрядный радиатор в помощь! и все ништяк будет

трехрядный радиатор в помощь! и все ништяк будет

С трехрядным медным радиатором, открытым термостатом, работающим карлсоном, в прошлом году летом в пробке температура по БК была 103 градуса.

Забитый. У меня у отца Волга с таким радиатором была так вентилятор за все время один раз включился это за 200000 км пробега.

У меня стоят 2 датчика. Верхний на 87 нижний возле помпы на 82. термостат на 82.

Я переставила с радиатора на патрубок, -там жидкость горячее, по идее должно было стать лучше. Не сильно помогло. Ох, и попил у меня 406-й крови, со своей поганой системой охлаждения, издыхающими рэлюшками и постоянными перегревами. С джейзэтом как земля и небо.

От ЭБУ делаеш и забываеш) www.drive2.ru/l/4899916394579188805/
Реле от стартера газели, оно на 70А, вентилятор родной волговский в топку и ставиш жигулевский на 15А чтоб фишка не плавилась и на борт сеть нагрузка в два раза меньше была
+ еще диффузор от 402го и если как у нас в Крыму этого мало, то второй вентилятор и система охлождения будет супер! че с завода так не делали?

Спасибо, но мне уже не актуально, ) А топикстартеру возможно поможет.

Мало ли, может опять на 406ой перейдеш))

А я 406ой люблю)

А я 406ой люблю)

+1. Лучший двигатель )

Не лучший, но хороший)

У меня их пригоршня разных, есть с чем сравнивать )) Это я еще руки не прикладывал, так просто хорошо сделал ) Сейчас езжу наслаждаюсь: и педальку хорошо чувствует (разгоняет и тормозит хорошо), и по динамике норм. Портит все волго-газеле коробка ))) Не хочет она одним пальцем включаться )

У меня тоже все ок, и валит не плохо)
Это нормально, у всех туго передачи врубаются

От ЭБУ делаеш и забываеш) www.drive2.ru/l/4899916394579188805/
Реле от стартера газели, оно на 70А, вентилятор родной волговский в топку и ставиш жигулевский на 15А чтоб фишка не плавилась и на борт сеть нагрузка в два раза меньше была
+ еще диффузор от 402го и если как у нас в Крыму этого мало, то второй вентилятор и система охлождения будет супер! че с завода так не делали?

спасибо за совет

От ЭБУ делаеш и забываеш) www.drive2.ru/l/4899916394579188805/
Реле от стартера газели, оно на 70А, вентилятор родной волговский в топку и ставиш жигулевский на 15А чтоб фишка не плавилась и на борт сеть нагрузка в два раза меньше была
+ еще диффузор от 402го и если как у нас в Крыму этого мало, то второй вентилятор и система охлождения будет супер! че с завода так не делали?

Лузар 30А. Релюха с таза силовая 50А. Плавкая вставка не помню. вроде 60А. Гена на 90А. Включение от мозгов. Работает все как часы уже несколько лет. Больше всего влузаре звук радует )) Окружающие приседают )) В машине я его никак не ощущаю )

В начале конвейерной сборки ГАЗ-3110 на завод ЗМЗ частенько обращались клиенты с дефектом «задиры поршней».
Одной из причин этой серьезной болезни оказалось как раз нарушение температурного режима — перегрев.
Причиной перегрева являлось неудачное место установки датчика включения электровентилятора, он был установлен в самой холодной точке радиатора, а если к тому же прозевать падение уровня жидкости в расширительном бачке, то возможны и воздушные пробки. В момент, когда охлаждающая жидкость из двигателя поступит в радиатор, пройдет через него и при температуре 92 градусов датчик включит электровентилятор, температура в самом двигателе и на входе в радиатор достигает 102-106 градусов! А это уже перегрев со всеми неблагоприятными последствиями.

На рисунке (поз. I) показано штатное место установки датчика включения электровентилятора.
Конструкторы ЗМЗ перенесли место установки датчика в патрубок перед радиатором (поз. II на рисунке) и таким образом добились оптимального температурного режима работы двигателя.
А потом они усовершенствовали эту схему с учетом резкого сезонного колебания температуры. Летом переключаем электропитание датчика в поз. II, а зимой перебрасываем электропроводку в поз. I, на штатное место, с учетом того, что радиатор печки хорошо отводит тепло от двигателя и в салоне становится теплее. Водители остались очень довольны такой гибкой, легко приспосабливаемой к климатическим условиям системой. Ее можно рекомендовать выполнить собственными силами, но лучше сделать это на станции.

Температурный режим как никакой другой влияет на долговечность двигателя, его экономичность.

из рекомендаций конструкторов ОАО «ЗМЗ» В. Пичугина, Л. Полякова, которые записал Валерий Меньков

датчик включения вентилятора двигателя ЗМЗ 406

Наличие:

Узел: 37. электрооборудование

В сервисном центре «ТЕХИНКОМ» производится профессиональная диагностика и ремонт тнвд и форсунок BOSCH и ЯЗДА, систем Common Rail, устанавливаемых на всех автомобилях КАМАЗ.

При заезде на СТО с 21.12. 2018 по 20.01.2019 скидка на обслуживание до 20 %*

Система охлаждения двигателя (СО) есть в каждом автомобиле. Без охлаждения мотор перегреется и выйдет из строя. Поэтому необходимо, чтобы система функционировала нормально и была в исправном состоянии.

Элементы системы охлаждения газ 31105

Система охлаждения ГАЗ 31105

Охлаждение на автомобиле ГАЗ 31105 жидкостное, в роли охлаждающей жидкости используется тосол или антифриз. В крайнем случае, в систему можно залить воду, но использовать ее можно только в летнее время. Еще следует знать, что при работе на воде в рубашке охлаждения блока цилиндров образуется ржавчина, которая со временем разъедает металл.

Схема рубашки охлаждения блока цилиндров

  • Радиатор охлаждения;
  • Электровентилятор;
  • Водяной насос (помпа);
  • Бачок расширительный;
  • Водяные патрубки;
  • Рубашка охлаждения ГБЦ (головки блока) и блока цилиндров;
  • Термостат с корпусом.

Чтобы охлаждение ДВС происходило эффективно, в системе предусмотрена принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ). Контур охлаждения на ГАЗ 31105 является замкнутым, ОЖ в системе гоняется по кругу.

Схема охлаждения ГАЗ 31105

Схема охлаждения на «Волге» ничем не отличается от схемы на любом другом современном легковом автомобиле. В радиатор СО заливается антифриз, который с помощью водяного насоса гоняется по малому или большому кругу. Пока ДВС еще не разогрет, движение ОЖ в системе ограничивает термостат. Он перекрывает дорогу жидкости, заставляя ее двигаться по малому кругу.

Подробная схема системы охлаждения Волги 31105

Вентилятор охлаждения

Для подачи холодного воздуха на радиатор «Волга» оснащается вентилятором. Всего на этих машинах предусмотрено два вида вентиляторов:

  • С постоянным обдувом в виде крыльчатки. Крыльчатка крепится к помпе и вращается вместе с водяным насосом во время работы двигателя;
  • Электрический вентилятор. Он оснащается датчиком и включается только при достижении определенной температуры ОЖ.

Практически на всех моделях 31105 устанавливается электрический вентилятор охлаждения, крыльчаткой оснащаются только автомобили с двигателем ЗМЗ 402, а таких машин совсем мало.

Электровентилятор на 31105 обычно срабатывает при температуре ОЖ от 98 до 104ºC (показания датчика), часто он включается на холостом ходу двигателя, когда машина стоит на месте. На трассе и на скорости, особенно в холодное время года, электровентилятор почти никогда не включается – поток воздуха с дороги успевает охладить радиатор.

Включением электромотора управляет блок управления двигателем, в схеме предусмотрено реле включения вентилятора. Но реле может выйти из строя, и некоторые владельцы авто в обход реле в электрическую цепь подключают тумблер. В случае, если температура поднимается до критической, а вентилятор так и не сработал, тумблером достигается принудительное включение электромотора.

Наиболее известные производители вентиляторов: «Пекар», Luzar, Bosch, Фенокс.

Вентилятор охлаждения от фирмы Фенокс

Водяной насос

Водяной насос обеспечивает циркуляцию ОЖ в системе охлаждения. Чтобы не перегреть двигатель, к выбору помпы для 31105 следует отнестись со всей ответственностью. Производителей запчастей сейчас очень немало, и не вся продукция достаточно качественная.

Среди производителей водяных насосов для моторов ЗМЗ 406 (405) с положительной стороны зарекомендовали компании:

Не самые хорошие отзывы о помпах изготовления Kraft, Fenox, Luzar. В среднем цена насосов колеблется от 900 до 2000 рублей, и она зависит от региона продажи и производителя.

Так выглядит водяной насос от Волги 31105

Но если все же не хочется переплачивать за бренд, можно приобрести водяной насос Valeo за 2500 руб., HEPU за 3800 руб. или GMB за 2600 руб.

Качество, судя по отзывам, у этой продукции неплохое. Не слишком хорошо отзываются о помпах Dolz, подозрительно дешевая продукция у фирмы Concord (и не хвалят). Трудно что-то определенное сказать про насосы компании Luzar – реклама идет мощная, но негативных отзывов о деталях этой фирмы в интернете немало. Для желающих купить этот товар – цена вопроса около 1700-1900 руб.

Термостат

Выбор термостата – тоже вопрос важный.

В случае заклинивания клапана в термостате двигатель закипает, что приводит к пробою прокладки головки блока, к короблению ГБЦ, залеганию поршневых колей, прогару поршней. Лучше не скупиться и покупать термостат высокого качества, тем более, сама деталь не так уж и дорого стоит, даже если она оригинального производства.

Самыми дорогими будут детали для американского мотора «Крайслер». Оригинальный термостат MOPAR стоит дороже 2 тыс. руб., от фирмы LUZAR деталь будет стоить около 600-700 руб. Для моторов ЗМЗ 405/406/402 (они одинаковые) покупка такой детали обойдется существенно дешевле – в пределах от 150 до 300 рублей.

Многие автомагазины продают термостаты вместе с корпусом в сборе, и тогда цена детали резко (в несколько раз) увеличивается. Но стоит ли переплачивать за корпус, если он не лопнувший. Ведь для того, чтобы извлечь термостата из корпуса на моторе ЗМЗ 406 (405), достаточно открутить два болта.