Измерение температуры всегда основано на оценке физических свойств некоего элемента, изменяющихся при температурном воздействии на него. Такой элемент измерительной системы называется датчиком температуры. Для косвенной оценки температуры могут служить геометрические размеры, электрические характеристики и другие свойства датчиков.
Датчики температуры воздуха
Основу предлагаемого цифрового устройства составляет специализированная микросхема DS18B20. Выносное исполнение с удлинительным кабелем позволяет использовать его как датчик температуры наружного воздуха. Для защиты микросхемы от внешних воздействий, её корпус может быть размещён в герметичной гильзе из нержавеющей стали и залит теплопроводящим компаундом.
Благодаря полной герметичности, устройство может функционировать как датчик температуры воздуха, воды, горячего пара, а также способно работать в различных агрессивных средах.
Принцип работы и применение
Микросхема DS18B20 представляет собой функционально законченное устройство – цифровой температурный датчик. Получая питание от USB разъёма компьютера, схема генерирует на выходе сигнал в цифровом формате, обрабатывая который, специальная программа возвращает текущее значение температуры в градусах Цельсия.
Весьма широкий температурный диапазон от -55°С до +125°С, в котором способен функционировать дистанционный датчик температуры, делает этот прибор поистине универсальным. А если добавить к этому, что в указанном промежутке обеспечивается точность измерений ±0,5°С, он становится незаменимым в целом ряде ситуаций:
- как датчик контроля температуры воздуха в помещении, работающий совместно с цифровыми термометрами или регуляторами режимов работы отопительного и вентиляционного оборудования;
- для измерения температуры воды в системах отопления и горячего водоснабжения;
- в составе оборудования измерения и контроля, как датчик температуры воздуха в сауне;
- для поддержания требуемого температурного режима в теплицах и овощехранилищах;
- как датчик температуры наружного воздуха для её измерения и управления режимом работы тепловых пунктов систем отопления.
Виды исполнения датчиков
Основное различие между вариантами исполнения датчиков заключается в том, что они могут быть:
- негерметичными, представляющими собой микросхему в пластмассовом корпусе;
- герметичными, заключёнными в металлическую гильзу диаметром 6 мм и снабжёнными удлинительным кабелем различной длины.
В негерметичном варианте микросхема используется только как встроенный воздушный датчик, располагающийся на плате термометра или терморегулятора.
Герметичные датчики комплектуются кабелями длиной 1, 3 или 5 метров. Датчик с нестандартной длиной кабеля изготавливается по спецзаказу.
Почему выгоднее купить датчик у нас и как это сделать
Предлагаемые нами датчики изготавливаются отечественным производителем, предоставляющим на них расширенную гарантию. Цена датчиков в нашем магазине существенно ниже предлагаемых на рынке зарубежных аналогов.
Перед тем, как купить датчик температуры, Вы можете получить бесплатную консультацию наших специалистов по особенностям его применения и совместимости с различной аппаратурой.
Просто перетащите мышкой выбранное изделие в корзину и оформите заказ, следуя инструкциям.
Нет ли ошибки в показателях датчика температуры наружного воздуха?
В большинстве современных автомобилей помимо температуры двигателя можно сегодня встретить еще один температурный показатель. Речь идет о температуре на улице. Вы обращали внимание, что иногда температура воздуха, которая показывается на приборной панели или информационно-развлекательном дисплее, резко меняется? Задумывались ли вы о правдивости данной температуры? А знаете ли вы, где находится внешний термометр в машине? Интернет-издание 1gai.ru объясняет тайну датчика температуры наружного воздуха в автомобиле.
Датчик температуры наружного воздуха часто фиксируется в задней части переднего бампера.
Датчик наружной температуры Prius установлен сразу за номерным знаком, внутри бампера, примерно в 30 см от земли.
Сначала давайте узнаем, где чаще всего устанавливается температурный датчик, который измеряет температуру наружного воздуха.
Возьмем для примера такие автомобили, как Toyota.
Например, у автомобилей Toyota Prius и Toyota Aqua датчик температуры расположен на нижнем конце передней панели бампера, ниже конца радиатора, на высоте около 30 см от земли по направлению к внешней периферийной решетке. В Toyota Sienta датчик расположен почти на этом же месте: в нижней правой части передней решетки радиатора, на высоте 30 см от земли, только в отличие от Toyota Prius и Toyota Aqua сдвинут вправо.
В случае с автомобилями Toyota нет большой разницы в монтажном положении температурного датчика, неважно, о какой модели идет речь (седаны, гибриды, внедорожники и т. д.). Почти всегда этот автокомпонент в основном устанавливается между внутренней частью передней решетки радиатора и радиатором.
Обратите внимание на датчик температуры воздуха на правой стороне бампера, вокруг внутренней части
Так как датчик температуры воздуха расположен близко к подкапотному пространству, на него, вероятно, влияет тепло двигателя. Но на самом деле такие датчики расположены таким образом, чтобы наружный воздух в достаточной степени оказывал на них существенное влияние.
Например, когда автомобиль находится в движении, влияние тепла двигателя минимально, так как на температурный датчик воздействует окружающая среда. То есть этот датчик предназначен для контроля температуры наружного воздуха, только когда автомобиль находится в движении. Когда автомобиль долгое время стоит на месте с заведенным мотором, показания температуры воздуха могут существенно отличаться от реального значения.
А как насчет, например, автомобилей Volkswagen? На наш запрос представитель компании ответил, что в основном все автомобили бренда имеют датчик температуры воздуха в задней части переднего бампера.
Кстати, благодаря этому датчику в автомобилях Volkswagen работает система предупреждения об образовании гололедицы на улице. Тем, кто не знает, напомним, что это система предупреждения водителя, информирующая об опасности замерзания поверхности дороги. Как правило, при падении температуры до 4 градусов по Цельсию в машине раздается предупреждающий сигнал, а на дисплее приборной панели (в зависимости от типа транспортного средства) отображается предупреждение об опасности гололедицы.
Кстати, сигнал тревоги издается, например, когда температура с минусовым значением поднимается выше нуля градусов, но не превышает 4 градусов по Цельсию. Но как только температура наружного воздуха становится более 4 градусов, система предупреждения об опасности замерзания дороги прекращает информировать водителя об опасности.
Насколько велика разница между обычным уличным термометром и наружным датчиком температуры воздуха в автомобиле?
Температура капота была измерена и достигла 81,0 градусов.
Датчик наружной температуры автомобиля в то же время показал 40,0 градусов. Если асфальт новый и слишком черный, температура, которая отображалась на дисплее в машине, была бы немного выше.
Вот пример эксперимента, который был проведен блогером из Японии. 18 августа 2019 года, когда была зафиксирована самая высокая этим летом температура в Токио (среднее значение 35,2 градуса), автовладелец решил сравнить показатели температуры воздуха, которые показывали ручной электронный градусник и автомобильный датчик температуры. В момент замеров автомобиль черного цвета стоял на асфальтированной парковке под солнечными лучами (машина простояла с 12:00 до 14:00).
Температура наружного воздуха, которую показал электронный термометр, составляла 38,8 градуса. Спустя два часа автоблогер замерил температуру на поверхности капота, которая составила 81 градус. Так нагрелся на солнце капот черного цвета. Затем автолюбитель включил зажигание и посмотрел, какую температуру показывает температурный датчик. Его значение составило 40 градусов.
Как видите, разница огромна. Даже с учетом официальных данных о погоде в тот день температурный датчик имеет довольно-таки большую погрешность, не говоря уже об огромной разнице между температурой на поверхности капота и температурой, зафиксированной автомобильным датчиком температуры воздуха.
Разница между реальными значения температуры воздуха и датчиком зависит в первую очередь от асфальтового покрытия. Есть асфальт с сильным отражением солнечных лучей. В этом случае температура на дисплее машины может не иметь ничего общего с реальным значением температуры воздуха. Как правило, температура на приборной панели немного выше реальных значений. Особенно когда машина стоит на месте с включенным двигателем и кондиционером. Но как только вы начинаете движение, разница в температуре уменьшается при попадании ветра на датчик.
Датчик температуры наружного воздуха устанавливается в основном в передней решетке радиатора или под передним бампером в таком месте, чтобы предотвратить воздействие тепла от двигателя и кондиционера. Также, как правило, датчик расположен так, чтобы не подвергаться прямому воздействию солнечных лучей.
Что касаемо высоты, чтобы нивелировать воздействие тепла, исходящего от земли, датчик обычно располагают примерно на 30 см над дорожной поверхностью. При таком расположении датчик должным образом воспринимает движущийся ветер во время движения машины. Также месторасположение температурного датчика удобнее для простой конструкции проводки.
Кстати, попутный ветер, который воздействует на датчик во время движения транспортного средства, играет важное значение для точного измерения температуры. Дело в том, что, несмотря на то что датчик расположен на 30 см от земли, тепло от земной поверхности влияет на конечные показатели температуры. Благодаря попутному ветру это влияние уходит. Именно поэтому в большинстве автомобилей температурный датчик устанавливается как можно в более высоком месте, например как можно ближе к нижнему краю передних фар.
Обратите внимание, что в некоторых автомобилях датчик температуры воздуха может быть установлен в неприметной части зеркала, но это, как правило, исключение.
Как температурный датчик в машине сообщает температуру воздуха на приборную панель?
Итак, датчик в передней части машины определяет температуру воздуха, но как он передает данные на приборную панель? Дело в том, что датчик температуры наружного воздуха является функциональным автокомпонентом, который работает с устройством под названием «Термистор», фиксирующим изменение температуры воздуха на улице.
Этот элемент использует свойство полупроводника, заключающееся в том, что его электрическое сопротивление изменяется с небольшим изменением температуры. Например, это устройство используется для работы автоматического климат-контроля, который в зависимости от температуры наружного воздуха регулирует выставленную в салоне температуру.
Термисторы, используемые в автомобилях, называются термисторами с отрицательным температурным коэффициентом. Когда температура повышается, значение сопротивления уменьшается, а изменение температуры и значения сопротивления практически равны, поэтому оно используется для датчика температуры.
Кроме того, термистор PTC (положительный температурный коэффициент) используется в качестве датчика для обнаружения повышения температуры, поскольку значение сопротивления быстро увеличивается при достижении определенной температуры. Устройство отображения в автомобиле измеряет ток, протекающий от термистора PTC, предусмотренного в датчике наружной температуры, и отображает его как наружную температуру.
Не беспокойтесь об ошибке температуры
Внешний термометр, отображаемый на приборке, показывает температуру на улице в каждый момент времени в зависимости от ситуации, в которой находится автомобиль. Если вы продолжите движение по шоссе в течение длительного времени, температура упадет, а если вы припарковались на стоянке, где асфальт отражает тепло и солнечные лучи в течение длительного времени, температура будет иметь тенденцию повышаться.
Лучше не слишком беспокоиться о температуре наружного воздуха и погрешности плюс-минус 3 градуса. Однако, если имеется значительное отклонение, например в 5 градусов или более, существует вероятность сбоя датчика, поэтому, пожалуйста, проведите диагностику. И помните, что значения температуры наружного воздуха вам необходимы не в качестве обычной функции комфорта.
Датчик температуры наружного воздуха встроен в ваш автомобиль для того, чтобы вы знали, какую температуру комфортнее всего выставить в салоне. Напомним, что для оптимального климата в салоне и более эффективного расхода топлива не следует выставлять на климатической установке слишком большую разницу между температурой наружного воздуха и температурой в салоне. Оптимально, когда разница составляет 3-5 градусов.
Кароче, после покупки машины, не работал у меня датчик температуры за бортом.
На мониторе всегда показывалось -40°
В добавок ко всему, когда я включал обдув ветрового стекла, печка начинала работать на максимальной температуруре и в салоне наступала ацкая жара!
Я ещё не знал, что это зависит от датчика температуры, начал думать уже: "неужели немецкие инженеры так могли облажаться?!"
И тут выдалось свободное время в воскресение, подумал, "дай ка я посмотрю, че да как с этим датчиком". Вспомнил, что когда разбирал багажник после покупки машины, видел что то похожее. Смотрю — да, это действительно он!
Начал гуглить, где он расположен — в правом подкрылке бампера (возле правого переднего колеса). Как то так:
Ок, поддомкрачиваю машину, смотрю — ничего похожего нет! Облазил все, даже слева посмотрел на всякий случай)) Нет!
Потом до меня дошло, что, видимо, у меня не хватает нижней части подкрылка, на котором крепится этот самый датчик (мое предположение) т.к. по внешнему виду подкрылка очень на это похоже.края неровные)
Потом начал искать провода, которые должны где то висеть. В итоге нашел с правой стороны два каких-то провода, примотанных изолентой к защите днища.
Как проверить — оно или нет? Очень просто! Берем и соединяем их и смотрим на монитор.
До этого у меня показывало -40° (обрыв)
Сейчас стало +50° (закорочен)