6.2 Возможные неисправности гидромеханической передачи самосвалов БЕЛАЗ-7555B, БЕЛАЗ-7555E

и способы их устранения

Возможные неисправности гидромеханической передачи и способы их устранения приведены в таблице 6.1.

В некоторых случаях для устранения неисправностей необходимо снять гидромеханическую передачу с самосвала.

Таблица 6.1 — Возможные неисправности гидромеханической передачи и способы их устранения

БелАЗ 7555 – карьерный самосвал с грузоподъемностью до 55 тонн. Автомобиль предназначается для транспортировки руды, сыпучих грузов и горной массы на разработках месторождений полезных ископаемых. Также может применяться при возведении крупных промышленных и гидротехнических объектов. Машина адаптирована для эксплуатации в широком диапазоне природно-климатических условий при температуре от -50 до +50 градусов. При этом техника не предназначена для передвижения по дорогам общего пользования из-за больших размеров и массы.

История БелАЗ 7555 началась в 1990-х годах. Тогда Белорусский автозавод представил образец карьерного самосвала, который вскоре стал флагманом нового семейства с гидромеханической трансмиссией. Первые модели БелАЗ 7555А комплектовались агрегатами ЯМЗ. В 1994 году была выпущена модификация БелАЗ 7555В с мотором Cummins. В дальнейшем двигатели Ярославского завода в данной серии не использовались.

БелАЗ 7555 несколько раз модернизировали, производство самосвала в настоящее время продолжается. Эффективность его использования обусловлена тем, что затраты на рабочую смену данного автомобиля в пересчете на 1 тонну оказываются меньше, чем у большинства других самосвалов.

Модификации

Серия БелАЗ 7555 представлена несколькими версиями:

  • БелАЗ 7555B – двигатель Cummins KTTA 19-C (710 л.с.), грузоподъемность – 55000 кг;
  • БелАЗ 7555D – агрегат Cummins KTTA 19-C (710 л.с.), грузоподъемность – 55000 кг;
  • БелАЗ 7555E – двигатель Cummins QSK 19-С (760 л.с.), грузоподъемность – 60000 кг;
  • БелАЗ 7555F – дифференцированная версия мотора Cummins QSK 19-C (710 л.с.), грузоподъемность – 55000 кг;
  • БелАЗ 7555I – двигатель Liebherr D 9512 A7 (768 л.с.), грузоподъемность – 60000 кг;
  • БелАЗ 7555H – агрегат Cummins KTTA 19-C (710 л.с.), грузоподъемность – 55000 кг.

Первые модификации БелАЗ 7555A оснащались агрегатами Ярославского моторного завода (ЯМЗ).

Конструктивно модели серии имеют минимальное количество отличий, которые проявляются в малозначительных параметрах и типе кузова.

Видео: БелАЗ в работе

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 8890 мм;
  • ширина – 5300 мм (5700 мм для версии БелАЗ 7555D)
  • высота – 4560 мм (4600 мм для версии БелАЗ 7555D);
  • колесная база – 4000 мм;
  • передний свес – 22500 мм;
  • передняя колея – 3700 мм;
  • задняя колея – 2940 мм;
  • дорожный просвет – 640 мм;
  • радиус поворота – 9000 мм.

Снаряженная масса – 40500 кг, для модификаций БелАЗ 7555E и БелАЗ 7555I – 44100 кг. Базовая грузоподъемность составляет 55000 кг, для вариаций БелАЗ 7555E и БелАЗ 7555I – 60000 кг. Полная масса – 95500 кг, для модификаций БелАЗ 7555E и БелАЗ 7555I – 104100 кг.

В большинстве моделей серии применяется классический кузов с треугольным профилем и емкостью 22,7 куб.м (55-тонные версии) и 28 куб.м (60-тонные версии). На БелАЗ 7555D используется платформа с наращенными боковыми бортами объемом 50 куб.м. На всех кузовах имеется система безопасности FOPS, подогрев дна и механизм стопорения в верхнем положении. Угол подъема платформы равняется 47 градусам.

Максимальная скорость – 55 км/час.

Двигатель

В зависимости от модификации на БелАЗ 7555 устанавливаются 3 типа агрегатов:

  • Cummins KTTA 19-C;
  • Cummins QSK 19-С;
  • Liebherr D 9512 A7.

Дизель Cummins KTTA 19-C используется на версии БелАЗ 7555B, считающейся базовой, и на моделях БелАЗ 7555D и БелАЗ 7555H. Рядный 6-цилиндровый двигатель обеспечивает достаточную для тяжелых операций тягу и отлично ведет себя в тяжелых условиях. Его отличительной особенностью является топливная система Cummins PT.

Характеристики мотора Cummins KTTA 19-C:

  • рабочий объем – 18,9 л;
  • номинальная мощность – 522 (710) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 2731 Нм.

Агрегат Cummins QSK 19-С используется на версиях БелАЗ 7555E и БелАЗ 7555F. Причем на последнюю модификацию устанавливается дефорсированный вариант двигателя, отличающийся усовершенствованной очистной системой, отвечающей нормам стандарта Tier3 (Stage 3а).

Характеристики мотора Cummins QSK 19-С:

  • рабочий объем – 18,9 л;
  • номинальная мощность – 560 (760)/522 (710) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 2731 Нм;
  • число цилиндров – 6 (рядное расположение).

Дизельной силовой установкой Liebherr D 9512 A7 оборудуется флагманская версия БелАЗ 7555I. С V-образным двигателем с 12 цилиндрами и непосредственным впрыском топлива модель показывает наилучшую тягу среди всех модификаций серии.

Характеристики мотора Liebherr D 9512 A7:

  • рабочий объем – 24,24 л;
  • номинальная мощность – 565 (768) л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 3600 Нм.

Бак для хранения топлива вмещает 740 л горючего.

Устройство

Сварная рама БелАЗ 7555 сделана из низколегированной марки. Поперечины соединяют продольные лонжероны переменной высоты. В точках повышенной нагрузки используются литые элементы, при этом вся рама цельнолитой не является. Специальные секции присоединяются к средней основе посредством болтовых соединений и сварки. Рама также имеет дополнительные крепления для установки оборудования. Кузов автомобиля занимает почти 70% всей площади, кабина и моторный отсек располагаются в передней части. Справа от платформы находятся 3 сигнальные лампы, показывающие уровень загрузки. Белый свет сообщает о резерве грузоподъемности, желтый – о нормальной загрузке, красный – о перегрузке.

БелАЗ 7555 оснащается пневмогидравлической подвеской с гидравлическими амортизаторами. Вместе с зависимым механизмом направляющего аппарата она увеличивает плавность хода и устойчивость машины. Зависимая передняя подвеска оборудована продольными рычагами, поперечными штангами и центральными шарнирами. Задний ведущий мост представлен одноступенчатой конической передачей, карданной передачей, планетарными передачами с шестернями и коническим дифференциалом. 2 карданных вала соединяют гидромеханическую трансмиссию с агрегатом и ведущим мостом. Для автомобиля используются бездисковые колеса с бескамерными шинами (24.00R35).

Управление автомобилем осуществляется посредством гидромеханической трансмиссии с 6 автоматическими передними скоростями и 1 задней скоростью. В ее состав входят 4-вальная КП с фрикционными муфтами, механизм аварийного управления, гидротрансформатор и микропроцессорная система. Переключение передач выполняется с использованием электрогидравлического привода управления.

В БелАЗ 7555 применяется объединенная гидравлическая система с унифицированными элементами и простой конструкцией. Охлаждение масла выполняется без применения радиатора. В основе гидросистемы лежат шестеренчатые насосы НШ-100А3 (НШ-50М-4) и гидроцилиндры, выполняющие подъем кузова. Система гидропривода позволяет поднимать платформу за 15 секунд, опускать – за 14 секунд.

В кабине БелАЗ 7555 присутствуют 3 педали, несмотря на автоматическую трансмиссию. Третья педаль – дополнительный тормоз. Средняя педаль используется при снаряженной массе и на ровной дороге. При полной загрузке и движении на уклоне задействуется 3 педаль, регулирующая многодисковые тормоза на задних колесах. Тормозные диски располагаются в охлаждаемом масле и не перегреваются.

Кабина БелАЗ 7555 соответствует европейским стандартам. Уровень вибрации не превышает 8 дБ, потому водитель не устает даже при длительной работе. Кабина имеет 2 двери и 2 места. Водительское пневмо-подрессоренное кресло имеет набор регулировок, как и рулевая колонка. Кабина соответствует требованиям безопасности RОPS и стандарту СТБ ЕН 474-6. На основной панели установлен современный экран с набором лампочек, дублирующим показания.

Цена нового и б/у

Стоимость новых моделей БелАЗ держится в секрете (около 7-8 миллионов рублей). Б/у версии предлагаются по цене 2,9-3,8 миллиона рублей (2007-2009 года выпуска).

Работы, проводимые в карьерах, отличаются своей сложностью и трудоемкостью. Огромное количество вывозимых сыпучих материалов требует обязательного наличия спецтехники, с помощью которой и осуществляется перевозка добытых полезных ископаемых и отвалов пустой породы. Одной из таких крупногабаритных машин, которому по праву можно назвать практически самой крупной в мире, является БелАз-7555.

Общая информация и назначение

Данный карьерный самосвал эксплуатируется для транспортирования грузов, имеющих сыпучую консистенцию, и различных горных масс. Также БелАз-7555 просто незаменим во время строительства сложных с технической точки зрения, крупных объектов промышленности. За счет продуманной конструкции машина превосходно зарекомендовала себя как в сложных дорожных условиях, так и в суровых климатических зонах.

Модификации

БелАз-7555, фото которого приведено в данной статье, производится в четырех вариантах, которые обозначаются латинскими буквами: B, D, E, F. Каждая из моделей имеет свои конструктивные особенности и различные рабочие параметры.

Максимальный показатель грузоподъемности равен 60 тоннам, что очень хорошо для грузовых машин. Подбирая модификацию самосвала, необходимо грамотно подходить к учету всех его показателей, дабы достичь таких преимуществ, как:

  • Длительный срок эксплуатации.
  • Широкая область использования.
  • Легкость проведения технического обслуживания.
  • Оптимальная стоимость.
  • Доступные и недороги запасные части и узлы.

А чтобы максимально верно подобрать этот массивный грузовик, следует детально ознакомиться с БелАз-7555, технические характеристики которого будут рассмотрены в следующем разделе.

Рабочие показатели

Все эти самосвалы имеют общие параметры в таких узлах:

  • Трансмиссия – 7556-1700004 ГМП (6+1).
  • Величина максимальной скорости – 55 км/ч.
  • Расход топлива – 211 г/кВт*ч.
  • Общий вес без и со вспомогательным оборудованием – 44/104 тонны.

БелАЗ-7555B и 7555D оснащены мотором типа KTTA 19-C мощностью 522 кВт и имеют грузоподъемность 55 тонн. В свою очередь, БелАЗ-7555E и 7555F имеют мотор QSK 19-C мощностью 559 кВт и способны перевозить 60 тонн груза.

Параметры моторов

Двигатели Cummins KTTA 19-C сочетают в себе следующие показатели:

  • Общий вес – 1975 килограмм.
  • Предельная мощность – 522 кВт.
  • Камера сгорания имеет рабочий объем 19 000 см. куб.
  • Количество рабочих цилиндров – 6 штук.
  • Расположение цилиндров – в ряд.
  • В наличии двойной турбонаддув.

Стоит отметить, что объем потребляемого топлива весьма невелик, поскольку в машине применяется разработанная специалистами электронная автоматизированная система управления двигателем, с помощью которого, между прочим, самосвал способен преодолевать даже самые крутые подъемы и внушительные преграды на своем пути.

Теперь рассмотрим двигатель Cummins QSK 19-C. Его функциональные параметры таковы:

  • Величина максимальной мощности – 560 кВт.
  • Общая масса –2120 кг.
  • Рабочие цилиндры (количество) – 6 штук.
  • Расположение рабочих цилиндров – рядное.

Даже невзирая на то, что этот мотор имеет внушительную мощность, потребление топлива его весьма невелико, что также возможно объяснить его сбалансированной работой, контролируемой электронной системой.

При обеспечении надлежащего уровня технического обслуживания и ремонта двигатели БелАза способны прослужить очень длительный период времени даже в очень экстремальных условиях и тяжелых режимах работы. Особо стоит отметить: стоимость запасных деталей у этим двигателем относительно невелика.

Размеры

Характеристика БелАза-7555 будет неполной, если не указать его массу и габариты:

  • Длина машины от края переднего бампера до конца погрузочной платформы – 8890 мм.
  • Ширина самосвала (измеряется от краев протекторов между правым и левым колесом) – 4740 мм.
  • Высота грузовика от подстилающей поверхности до верхней точки водительской кабины – 4560 мм.

Такие колоссальные габариты объясняются внушительной грузоподъёмностью самосвала, которая может достигать 60 тонн (машина модификации Е).

Что касается модификации D, то ее длина составляет 8890 мм, ширина 5080 мм, а высота 4630 мм.

Грузовики класса B и F обладают сухой эксплуатационной массой (без груза и ёмкостей топлива) 40500 килограмм. Самая большая модификация – Е, которая весит порядка 44100 кг.

Емкости

БелАз-7555 имеет несколько заправочных емкостей, что и понятно, учитывая его возможности.

  • Бак для хранения топлива – 740 литров.
  • Гидравлический бак – 230 литров.
  • Объем смазочного материала, находящегося в заднем мосту – 108 литров.
  • В каждом цилиндре первой подвески находится 15 л, в задней подвеске цилиндры содержат 15,8 литров.
  • Система, обеспечивающая жидкостное охлаждение двигателя – 205 литров.

Показатель суммарного объема всех емкостей самосвала составляет практически 1,5 тонны.

Специальное оборудование и вспомогательные опции

Нормальная эксплуатация БелАз-7555 просто невозможна без наличия узкоспециализированных технических средств, среди которых:

  • Система, обеспечивающая кондиционирование воздуха в кабине водителя.
  • Система пожаротушения водительской кабины.
  • Предпусковой подогрев двигателя.
  • Централизованная и автоматизированная система смазки.
  • Индикаторы, сигнализирующие о загрузке машины и количестве топлива.
  • Датчики, осуществляющие беспрерывный мониторинг давления в колесах машины в режиме онлайн.
  • Система диагностики, предоставляющая возможность очень быстро и четко определять причины возникновения каких-либо технических неисправностей.

Описание ходовой части

БелАз-7555 абсолютно всех модификаций имеет ведущий мост, в составе которого значатся:

  • Коническая одноступенчатая передача.
  • Дифференциал.
  • Сателлиты (четыре штуки).
  • Планетарная передача колесного типа.

В конструкции самосвала заложена и карданная передача, состоящая из:

  • Открытых карданных валов.
  • Игольчатых подшипников.
  • Упругой муфты.
  • Защитного кожуха.

Шины машины – бескамерные, пневматические с номинальным давлением 0,65 МПа.

Задний мост машины имеет:

  • Одноступенчатую главную передачу.
  • Конический дифференциал.
  • Планетарные передачи.

Передний и задний мосты оснащены пневмогидравлическими цилиндрами, заполненными азотом и маслом в равных пропорциях.

Трансмиссия самосвала гидромеханического типа и состоит из:

  • Гидравлического трансформатора.
  • Четырехвальной коробки передач.
  • Электронной системы, защищающей от перегрузок.
  • Аварийной системы управления.

Гидросистема

Кузов грузовика опрокидывается благодаря гидравлическому приводу. Главными рабочими элементами гидрооборудования, которое отвечает за опрокидывание, являются:

  • Масляные шестереночные насосы.
  • Гидроцилиндры.

В целом же гидросистема самосвала имеет такие параметры:

  • Время подъема до верхней точки рабочей платформы – 15 секунд.
  • Время опускания платформы – 14 секунд.
  • Максимальный показатель рабочего давления – 17 МПа.
  • Предельная производительность – 342 дм.куб/мин.

Особенности машины

Особого внимания достойна кабина водителя, которая полностью соответствует европейским стандартам. Вибрация в ней достигает всего лишь уровня 80 дБ, что позволяет водителю не уставать от нее, даже находясь на рабочем месте довольно долгий период времени.

В заключение отметим, что БелАз-7555, руководство по эксплуатации которого приводит рекомендации по регулировке механизмов машины, ее систем, а также основные правила обслуживания, является именно тем самосвалом, который сочетает в себе высокую эффективность работы и невысокую стоимость ремонта своих узлов.