Возможно, это как раз тот самый случай, когда не следовало бы мешать исправно работающему механизму, т.к. показаний к оперативному вмешательству в дроссельный узел Гранты, не было.
Двигатель, работает. Холостые обороты, не плавают. Отзыв дросселя, на электронный акселератор, проходит в штатном режиме.
Изредка замечал, стоя на светофоре, что стрелка тахометра пытается ненавязчиво изменить своё положение, но электроника этот казус, быстро устраняла.
Ранней весной, можно было сослаться на некоторое количество конденсата, который иногда появляется в топливной системе. Сейчас, май. Тепло. А стрелка порой, всё же пытается "дёрнуться".
Ситуация не напрягает, но пробег под 17000км. говорит о том, что за дроссельной заслонкой совсем не так, как было на первых сотнях километров пробега.
На СТО "дилера", где Гранта на гарантии, по чистке дросселя, не обращался. После того, как "отрегулировали" тепловые зазоры клапанов при прохождении ТО-1, желание общаться с такими "специалистами", нет.
АВТОВАЗу, давно пора проверить своих дилеров и субдилеров, на предмет качественного выполнения работ при прохождении планового "ТО" гарантийных автомобилей. Статистики достаточно.
А нерадивых, наказать рублем так, чтобы желания держать официальный автосервис отпало раз и навсегда.
Если регулировка "клапанов", для меня, ещё требует закрепления полученного опыта, то с чисткой дроссельной заслонки, всё намного проще.
Что понадобилось:
*Ключ "шестигранник" 5мм.
*Ключ "звёздочка" Т-20.
*Кисть флейц.
*Смазка.
*Фиксатор резьбы.
*Новые болты с шайбами, из нержавейки.
*Крестовая и шлицевая отвёртка.
*Дешёвый обезжириватель.
*Спрей для чистки карбюраторов и дросселей.
*Ветошь х/б. безворсовая.
*Одноразовая тряпка в рулоне.
*Перезаряжаемые баллоны и ручной насос к ним.
*Мешок для мусора.
Через программу "Open Diag", делаем скриншоты положения дроссельной заслонки до начала чистки.
Основная причина нестабильной работы мотора Лады Гранты на холостом ходу в неисправности регулятора, датчика положения дроссельной заслонки.
Семейство Лада, начиная от Приоры, оснащено электронной системой регулировки положения дроссельной заслонки. В предыдущих моделях использовался механический тип привода (тросиковый).
Систематическая эксплуатация оборудования приводит к его износу, нестабильной работе. Процесс самостоятельной профилактики и замены простой, но требует внимательности со стороны мастера.
На примере автомобиля Лада Гранта рассмотрим пошаговый алгоритм замены датчика холостого хода.
Где находится датчик холостого хода на Ладе Гранте
Датчики расположены над мотором, возле воздушного ресивера. В 8 клапанной модификации мотора вышеуказанные датчики видны изначально, в 16-ти клапанной они прикрыты декоративной панелью из пластика.
Для обеспечения доступа к оборудованию, предварительно демонтируем панель.
Признаки выхода из строя, необходимости замены РХХ, ДПДЗ
- затрудненный пуск двигателя «на холодную», «на горячую»;
- плавает холостой ход, нестабильная работа мотора;
- повышенный расход горючего;
- педаль акселератора малоинформативная;
- вибрация в салоне автомобиля, вибрация рулевого колеса;
- сниженная динамика разгона;
- машина глохнет при движении под горку;
- при нажатии на педаль акселератора ощутимы периодические провалы, скачки оборотов;
- повышенный расход на холостом ходу.
Причины поломок датчиков холостого хода
Подсос воздуха извне — первая и основная причина нестабильной работы системы зажигания, топливной аппаратуры. Электронный блок управления двигателем (далее — ЭБУ) в процессе сканирования показаний «не знает, куда девать» излишки воздуха.
На приборной панели загорается индикатор поломки, обороты машины плавают, расход воздуха увеличивается.
Вторая наиболее распространенная причина — систематическое заедание механизмов в вентиляционном клапане. В результате стрелка тахометра показывает обороты от 850 до 1250 об/мин, холостой ход неустойчивый.
Завершает «тройку лидеров»: бедная смесь, поступающая в цилиндры для последующего воспламенения.
Датчик
Подготовительный этап перед установкой датчика холостого хода
Необходимые инструменты, материалы:
- отвертка с магнитным наконечником;
- штангенциркуль;
- тестер;
- канцелярский нож;
- динамометрический ключ;
- регулятор холостого хода (далее — РХХ);
- датчик положения дроссельной заслонки (далее — ДПДЗ);
- ветошь;
- дополнительное освещение;
- жидкость для удаления наслоений, ржавчины WD– 40.
Последовательность действий при самостоятельной замене датчиков РХХ и ДПДЗ
- Помещаем машину на ровную платформу, обеспечиваем первоочередные меры безопасности при проведении ремонта.
- Открываем капот, над мотором проложен воздуховод с ресивером. У Лада Гранта 8-ми и 16-ти клапанной он пластмассовый, в предыдущих моделях Лада он алюминиевый.
Воздухоотвод с ресивером
- Отжимаем пластиковый фиксатор колодки с проводами.
Пластиковый фиксатор
- Отсоединяем контакты электронной педали газа.
Контакты электронной педали
- Крестовой отверткой выкручиваем два винта, фиксирующих РХХ к корпусу дроссельной заслонки.
- Извлекаем РХХ из полости дроссельного узла.
Извлекаем РХХ
- Далее приступаем к отвинчиванию ДПДЗ, он установлен несколькими сантиметрами ниже.
- Отвинчиваем два винта, извлекаем ДПДЗ, отсоединяем колодку с проводами.
Извлекаем ДПДЗ
Водителю на заметку! В процессе извлечения клапана будьте предельно внимательны, не потеряйте резиновую втулку.
- Проводим дефектовку посадочного места РХХ и ДПДЗ. Очищаем ветошью от наслоений ржавчины, задействуем аэрозоль WD–40 по мере необходимости.
- Поочередно завинчиваем каждый из датчиков, подсоединяем колодки с проводами.
- Запускаем мотор, проверяем обороты холостого хода.
Замена датчика холостого хода окончена.
Замена датчика холостого хода
Как поднять холостой ход на Ладе Гранте
В процессе демонтажа датчиков тщательно прочищайте отверстия, посадочные гнезда, каналы, чтобы внутри не осталась грязь, конденсат, пыль.
Если очистка деталей не дала положительного результата, замените неисправные элементы новыми.
Плавающие обороты на Лада Гранта АКПП — первый признак недостаточного напряжения в цепи электрического питания. Пересмотрите целостность проводки, замерьте напряжение на выходе.
Ресурс эксплуатации датчиков на Ладе Гранте
Изготовитель в инструкции по эксплуатации не указывает точного интервала замены оборудования. Лишь упоминается, что профилактика проводится каждое плановое ТО (через 15 000 км).
Мастера СТО заменяют изношенные детали новыми по мере выхода из строя прежних. При условии умеренного стиля вождения, бережного отношения к автомобилю ресурс использования РХХ, ДПДЗ превышает 85 – 95 тыс. км.
Диагностика оборудования
- Переводим тестер в режим проверки сопротивления (омметра), замеряем сопротивление на выводах регулятора по схеме: А – В, С – D. Данные в диапазоне от 0.040 до 0.080 Ом.
- Штангенциркулем замеряем расстояние между концом иглы и фланцем, оно не должно превышать 23 мм.
Замеряем расстояние
- Осматриваем посадочное гнездо для каждого из датчиков, очищаем ветошью от грязи, пыли.
- Перед установкой смазываем моторным маслом уплотнительное кольцо.
- Винты регуляторов затягиваем с моментом в 3 – 4 Нм.
Отличия конструкции датчиков в 16-ти и 8-ми клапанных двигателях Лада Гранта
Конструкционных отличий между указанными типами двигателей нет. За исключением того, что в 16-ти клапанной модификации поверхность мотора накрыта декоративной плитой. Чтобы обеспечить доступ к оборудованию мастер предварительно снимает плиту со штатного места.
Адреса фирм, предоставляющих услуги по установке/замене (Регион Москва, СПБ, Киев)
№ | Название | Адрес |
1. | «Oiler» | https://oiler.ua/ Киев, пр-т В. Лобановского, 119Д, Голосеевский район |
2. | «AUTOKLONDAYK» | https://auto-vaz.com.ua/ ТО AUTOKLONDAYK, вулиця Кирилівська, 60П, оф. 1, Киев, 04080 |
3. | «Стар — Д» | http://star-d.ru/ ул. Савушкина, д. 89, недалеко от метро «Старая Деревня», в 200-х метрах от трассы Санкт-Петербург — Финляндия (от Приморского проспекта). |
4. | «ОСА» — Общество Содействия Автомобилистам» | Адрес: 190013, г. Санкт-Петербург, ул. Введенский канал, д. 7, БЦ «Фарватер», офис 210 |
5. | «Автомеханик» | Адрес: пр-д Ростокинский, 3с61 |
6. | «PaAlex» | Адрес: ул. Озёрная, 46к2с2 |
Список интернет-магазинов, предоставляющие товары (Регион Москва, СПБ, Киев)
№ | Название | Адрес |
1. | «Экзист» | https://exist.ua/ |
2. | «Клондайк» | https://autoklondayk.com.ua/ |
3. | «Мажор-авто» | https://www.major-auto.ru/ |
4. | «АвтоРусь» | https://www.autorus.ru/ |
5. | «Сколь» | https://www.avtostore.spb.ru/ |
6. | «ПульсЦен» | https://spb.pulscen.ru/ |
Обзор цен разных производителей
Производитель артикул | Цена (Руб.) | Ресурс (Тыс. км) |
Регулятор холостого хода 2190 КЗТА1148300-02 | От 695 | 85 – 95 |
2190-1148300-03 | От 700 | —/— |
Датчик положения дроссельной заслонки 2190 ВТН 05435435 | От 250 | 65 – 75 |
Омега 465656 | —/— | —/— |
Рикор Электроникс | —/— | —/— |
KRAFT NEW | —/— | —/— |
*цены актуальны состоянием на 03.11.2018 года.
Рекомендации по выбору комплектующих
Недостаточный уровень опыта водителя, широкий ассортимент запчастей — основные факторы, затрудняющие выбор и покупку комплектующих на Ладу Гранту.
Дешевизна — первый признак низкого качества изготовления.
При покупке тщательно сверяйте каталожные артикулы, поисковые индексы с фактическими данными, указанными в инструкции по эксплуатации. Не имеете опыта в обслуживании техники — пользуйтесь услугами сертифицированных СТО, требуйте предоставления гарантии качества на выполненные работы.
Отзывы
№ | Положительные |
1. | Василий: полтора года езжу на машине, капитальных вложений не делал, за исключением покупки расходников. Систематически обслуживаю, покупаю хорошие масла, заливаю высокооктановое горючее. |
2. | Геннадий: на 30000 км единожды прочистил регулятор холостого хода, с тех пор забыл о неисправностях. Зимой машина заводится с полуоборота. |
3. | Иван: недавно ездил в СТО, машина начала трудно заводится. После диагностики мастер обнаружил плохой контакт колодки с проводами на датчике положения дроссельной заслонки. Теперь Лада Гранта работает словно часики. |
4. | Владлен: у меня нареканий на качество изготовления машины нет, ведь это бюджетный вариант. Да, случаются поломки, но они малозначащие и самостоятельно устранимы. |
5. | Геннадий: год прошел с момента покупки техники, замечаний нет. По мелочам подтягиваю крепления, проверяю проводку, во всем остальном без замечаний. |
6. | Дмитрий: за два года эксплуатации машины глобальных поломок не было, малозначащие устранял самостоятельно, в сервис не обращался. |
7. | Валерий: качеством изготовления, сборки машины доволен. После покупки сразу перетянул все крепежи, салон тихий, пластик не шумит. |
Отрицательные | |
8. | Виктор: первый раз регулятор полетел на 40000 км, обратился в сервис, заменили. На 65000 км начал барахлить ДПДЗ. Решил продавать машину, буду приобретать Рено Логан. |
9. | Георгий: после года эксплуатации, машина начала сыпаться, два раза внепланово посещал СТО. Качеством изготовления, сборки недоволен, планирую продавать машину. |
10. | Владислав: полгода активно использовал машину, начала сыпаться, дважды ремонтировал по гарантии. Не рекомендую Лада Гранта для покупки. |
Вывод
На работоспособность датчиков холостого хода влияет множество факторов, среди которых:
- качество горючего;
- уровень запыленности, загазованности территории;
- частота замены фильтров;
- стиль вождения автомобиля.
В большинстве случаев поломки вызваны нарушением условий эксплуатации технического средства водителем. Покупка дешевых, неоригинальных запчастей, непрофессиональная установка — основные факторы, создающие предпосылки к преждевременному износу деталей.
Замена регулятора холостого хода (Видео)
Датчик положения дроссельной заслонки установлен сбоку на дроссельном узле и связан с осью дроссельной заслонки.
Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается плюс напряжения питания (5 В), а другой конец соединен с «массой».
С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к контроллеру. Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика.
При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,7 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет и при полностью открытой заслонке должно быть более 4 В.
Отслеживая выходное напряжение датчика, контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя).
Датчик положения дроссельной заслонки не требует никакой регулировки, так как контроллер воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.
Специфической причиной рывков при установившемся движении автомобиля может быть повреждение датчика положения дроссельной заслонки.
Дополнительными симптомами, подтверждающими неисправность этого датчика, служат:
– неравномерная работа двигателя на холостом ходу;
– снижение максимальной мощности двигателя.
Датчик не разборный и поэтому неремонтопригоден. Если выявлена неисправность датчика, его заменяют в сборе.
Проверка срабатывания датчика дроссельной заслонки
При выключенном зажигании отсоединяем колодку жгута проводов системы управления двигателем от датчика положения дроссельной заслонки.
Выводы «А» и «В» указаны на фиксаторе штекера, а маркировка вывода «С» нанесена на корпусе штекера с противоположной стороны.
Чтобы проверить цепь питания самого датчика, подсоединяем тестер к выводам «А» и «В» штекера. Должно быть напряжение 4,8 – 5,2 вольта.
Если нет напряжения на этих выводах, то нужно проверить исправность самой цепи (значит, где-то обрыв или замыкание на массу) между выводом №32 контроллера и выводом «А» колодки жгута проводов.
После проверяем цепь между выводом №17 контроллера и выводом «В» колодки – заземление датчика.
Если цепь исправна, а напряжение не соответствует норме, значит неисправность контроллера.
Для проверки датчика подсоединяем к нему штекер.
И где выходят провода из штекера, вставляем две проволочки или две иглы, где выходят выводы «В» и «С».
Подсоединяем тестер и включаем зажигание.
При закрытой дроссельной заслонке напряжение должно быть 0,35 – 0,7 В
При открытой дроссельной заслонке (педаль газа нажата) напряжение должно быть 4,05 – 4,75 В
Если напряжение не соответствует этим показаниям, то датчик неисправен, и его надо заменить.