Двигатель бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, шестнадцатиклапанный, с верхним расположением двух распределительных валов. Расположен в моторном отсеке поперечно. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, отсчет — от шкива привода вспомогательных агрегатов. Система питания — фазированный распределенный впрыск топлива. Информация актуальна для моделей Дэу Нексия 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, 2016 года выпуска.

Двигатель F16D3 (вид спереди по направлению движения автомобиля):
1 — натяжной ролик ремня привода компрессора кондиционера; 2 — шкив привода вспомогательных агрегатов; 3 — кронштейн правой опоры силового агрегата; 4 — правая опора силового агрегата; 5 — ремень привода генератора и насоса гидроусилителя руля; 6 — крышка термостата; 7 — верхняя передняя крышка привода ГРМ; 8 — задняя крышка привода ГРМ; 9 — дроссельный узел; 10 — впускной трубопровод; 11 — датчик абсолютного давления воздуха; 12 — пневмокамера системы изменения длины впускного тракта; 13 — крышка маслозаливной горловины; 14 — крышка головки блока цилиндров; 15 — головка блока цилиндров; 16 — катушка зажигания; 17 — указатель уровня масла; 18 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 19 — теплозащитный кожух выпускного коллектора; 20 — масляный фильтр; 21 — маховик; 22 — блок цилиндров; 23 — датчик положения коленчатого вала; 24 — поддон картера; 25 — управляющий датчик концентрации кислорода; 26 — каталитический нейтрализатор отработавших газов; 27 — шланг нагнетательной магистрали гидроусилителя руля; 28 — шланг всасывающей магистрали гидроусилителя руля; 29 — кронштейн компрессора кондиционера

Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат — единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резино-металлических опорах. Правая опора через кронштейн крепится к блоку цилиндров, а левая и задняя — к картеру коробки передач.

Справа на двигателе (по направлению движения автомобиля) расположены:
насос гидроусилителя руля; привод газораспределительного механизма (ГРМ) и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем); привод вспомогательных агрегатов — генератора и насоса гидроусилителя руля (поликлиновым ремнем), компрессора кондиционера (клиновым ремнем); масляный насос.

Двигатель Daewoo Nexia (вид справа по направлению движения автомобиля):
1 — поддон картера; 2 — шкив привода вспомогательных агрегатов; 3 — датчик недостаточного давления масла; 4 — нижняя передняя крышка привода ГРМ; 5 — кронштейн генератора; 6 — ремень привода генератора и насоса гидроусилителя руля; 7 — генератор; 8 — трубка системы рециркуляции отработавших газов; 9 — датчик положения дроссельной заслонки; 10 — регулятор холостого хода; 11 — дроссельный узел; 12 — верхняя передняя крышка привода ГРМ; 13 — шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу; 14 — крышка термостата; 15 — шкив насоса гидроусилителя руля; 16 — трубка нагнетательной магистрали насоса гидроусилителя руля; 17 — правая опора силового агрегата; 18 — трубка всасывающей магистрали насоса гидроусилителя руля; 19 — каталитический нейтрализатор; 20 — натяжной ролик ремня привода компрессора кондиционера

Слева расположены: катушки зажигания и клапан рециркуляции отработавших газов.

Спереди: выпускной коллектор, каталитический нейтрализатор отработавших газов, масляный фильтр, указатель уровня масла, датчик положения коленчатого вала и компрессор кондиционера (справа внизу).

Сзади: впускной трубопровод с дроссельным узлом, датчиком абсолютного давления воздуха на впуске, механизмом системы изменения длины впускного тракта, топливной рампой с форсунками; генератор (вверху справа); стартер (внизу слева), датчик недостаточного давления масла; клапан продувки адсорбера; датчик детонации; подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; датчик температуры охлаждающей жидкости; датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

Двигатель (вид сзади по направлению движения автомобиля):
1 — пробка маслосливного отверстия; 2 — поддон картера; 3 — маховик; 4 — блок цилиндров; 5 — стартер; 6 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 7 — головка блока цилиндров; 8 — клапан рециркуляции отработавших газов; 9 — регулятор давления топлива; 10 — пневмокамера системы изменения длины впускного тракта; 11 — патрубок подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 12 — впускной трубопровод; 13 — трубка системы рециркуляции отработавших газов; 14 — регулятор холостого хода; 15 — дроссельный узел; 16 — датчик положения дроссельной заслонки; 17 — генератор; 18 — ремень привода генератора и насоса гидроусилителя руля; 19 — кронштейн генератора; 20 — датчик недостаточного давления масла; 21 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 22 — кронштейн впускного трубопровода; 23 — клапан продувки адсорбера; 24 — вакуумный резервуар системы изменения длины впускного тракта; 25 — датчик детонации.

Сверху на двигателе расположены: свечи зажигания, датчик фаз.

Блок цилиндров отлит из чугуна, цилиндры расточены непосредственно в блоке. Рубашка охлаждения двигателя и масляные каналы выполнены в теле блока цилиндров.

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия в блоке цилиндров под подшипники обрабатываются с установленными крышками, поэтому крышки невзаимозаменяемы и промаркированы на наружной поверхности номерами (счет от шкива привода ГРМ).

Коленчатый вал — из высокопрочного чугуна, с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Вал снабжен восемью противовесами, отлитыми за одно целое с ним и выполненными на продолжении щек вала. Противовесы предназначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих при движении кривошипно-шатунного механизма во время работы двигателя. Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала — стальные, тонкостенные, с антифрикционным покрытием. Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединяют каналы для подвода масла, расположенные в теле вала. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя вкладышами (с упорными буртиками) третьего коренного подшипника. На переднем конце (носке) коленчатого вала установлены: зубчатый шкив привода газораспределительного механизма (ГРМ) и шкив привода вспомогательных агрегатов. К фланцу коленчатого вала шестью болтами прикреплен маховик. Он отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером.

Шатуны — кованые стальные, двутаврового сечения. Своими нижними (разъемными) головками шатуны соединены через вкладыши с шатунными шейками коленчатого вала, а верхними головками — с помощью поршневых пальцев с поршнями.

Поршни — из алюминиевого сплава. Отверстие под поршневой палец смещено относительно оси симметрии поршня на небольшую величину (0,7-0,9 мм) к задней стенке блока цилиндров. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца. Два верхних поршневых кольца — компрессионные, а нижнее — маслосъемное составное (два диска и расширитель). Поршневые пальцы — стальные, трубчатого сечения. В отверстиях поршней пальцы установлены с зазором, а в верхних головках шатунов — с натягом (запрессованы).

Головка блока цилиндров в сборе:
1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов

Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Головка центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью болтами. Между блоком и головкой блока цилиндров установлена уплотнительная прокладка. На противоположных сторонах головки блока цилиндров расположены окна впускных и выпускных каналов. Свечи зажигания установлены по центру каждой камеры сгорания.

В верхней части головки блока цилиндров установлены два распределительных вала, изготовленных из чугуна. Один вал приводит впускные клапаны газораспределительного механизма, а другой — выпускные. На валу выполнены восемь кулачков — соседняя пара кулачков одновременно управляет двумя клапанами (впускными или выпускными) каждого цилиндра. Опоры (подшипники) распределительных валов (по пять опор для каждого вала) выполнены разъемными. Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с крышками. Привод распределительных валов — зубчатым ремнем от шкива коленчатого вала. Полуавтоматическое натяжное устройство обеспечивает требуемое натяжение ремня в процессе эксплуатации.

Клапаны в головке блока цилиндров расположены в два ряда, V-образно, по два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр. Клапаны стальные, выпускные — с тарелкой из жаропрочной стали и наплавленной фаской. Диаметр тарелки впускного клапана больше, чем выпускного. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Сверху на направляющие втулки клапанов надеты маслосъемные колпачки, изготовленные из маслостойкой резины. Клапан закрывается под действием одной пружины. Нижним концом она опирается на шайбу, а верхним — на тарелку, удерживаемую двумя сухарями. Сложенные вместе сухари имеют форму усеченного конуса, а на их внутренней поверхности выполнены буртики, входящие в проточки на стержне клапана.

Клапаны приводятся в действие кулачками распределительного вала через гидротолкатели, которые выбирают зазор между кулачком и клапаном за счет изменения высоты толкателя при работе двигателя, что уменьшает шум газораспределительного механизма, а также исключает его обслуживание (регулировка зазора в приводе клапанов не требуется).

Гидротолкатель:
1 — проточка для подвода масла; 2 — плунжерная пара

Для работы гидротолкателей в головке блока цилиндров выполнены каналы, подводящие к ним моторное масло. При работе двигателя масло под давлением заполняет внутреннюю полость гидротолкателя и перемещает его плунжерную пару, компенсируя тепловой зазор в приводе клапана. Таким образом, обеспечивается постоянный контакт между толкателем и кулачком распределительного вала. Смазка двигателя — комбинированная. Под давлением масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, парам «опора — шейка распределительного вала» и гидротолкателям. Давление в системе создает масляный насос с шестернями внутреннего зацепления и редукционным клапаном. Масляный насос прикреплен к блоку цилиндров справа. Ведущая шестерня насоса установлена на носке коленчатого вала. Насос через маслоприемник забирает масло из поддона картера и через масляный фильтр подает его в главную масляную магистраль блока цилиндров, от которой отходят масляные каналы к коренным подшипникам коленчатого вала и канал подвода масла к головке блока цилиндров.

Для смазки подшипников распределительных валов масло по каналам в головке блока цилиндров подводится к первым (со стороны привода ГРМ) опорам валов. Через проточку и сверление, выполненные на первой шейке вала, масло попадает внутрь вала и далее по сверлениям в шейках к другим подшипникам вала.

Масляный фильтр — полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами. Разбрызгиванием масло подается на поршни, стенки цилиндров и кулачки распределительных валов. Излишнее масло через каналы головки блока цилиндров стекает в поддон картера. Гидротолкатели очень чувствительны к качеству масла и его чистоте. При наличии в масле механических примесей возможен быстрый выход из строя плунжерной пары гидротолкателя, что сопровождается повышенным шумом в газораспределительном механизме и интенсивным износом кулачков вала. Неисправный гидротолкатель ремонту не подлежит — его следует заменить. Система вентиляции картера — принудительная, закрытого типа. Через каналы в головке блока цилиндров газы из картера двигателя попадают под крышку головки блока цилиндров. Пройдя через маслоотделитель (расположенный в крышке головки блока цилиндров), газы очищаются от частиц масла и под действием разрежения поступают во впускной тракт двигателя по шлангам двух контуров основного и холостого хода, и затем в цилиндры. Через шланг основного контура картерные газы отводятся в шланг подвода воздуха к дроссельному узлу на режимах частичных и полных нагрузок работы двигателя. Через шланг контура холостого хода газы отводятся в пространство за дроссельной заслонкой как на режимах частичных и полных нагрузок, так и на режиме холостого хода.

Ребятушки, всем привет. Неделю назад на приборке загорелась лампа "низкого давления масла в двигателе", иными словами "масленка". Сунулся искать причину и заметил что датчик давления масла весь в масле, защита двигателя под ним тоже вся в масле. Из общения с представителем ОД выяснилось, что имеется у данного датчика брак — его пластиковая часть тупо лопается.

Заказал датчик, вот спустя неделю он у меня. Вчера заменил его (артикул 95961350 для двигателя F16D3), попутно с ним под замену попали и масло с фильтром. Кстати, до замены "на всякий пожарный" заехал в сервис где манометром померили давление в двигателе, чтобы исключить иные причины загорания лампы — давления в норме, какое и должно быть.

Меняется датчик элементарно: старый выкрутил, новый закрутил — для этого необходима удлиненная торцевая головка на 24. А вот разъем, который в датчик вставляется, пришлось хорошенько прочистить от масла ВД’шкой. Менять его удобнее находясь под машиной, но можно и сверху поменять (до него легко дотянуться), либо сняв правое колесо и отогнув подкрылок.

Масло залил MOTUL, но на этот раз решил попробовать Specific Dexos2 5W30 (артикул 5 л канистры 102643). Фильтр оригинальный GM (для двигателя F16D3 артикул фильтра 96879797).

До этого было залито MOTUL X-clean C3 8100 5W40 (артикул 5 л канистры 102051) и оно меня абсолютно устраивало, но решил поэкспериментировать и залить другой серии (и у того и у другого масла допуски от GM имеются).

Еще перед тем как выбор пал на серию X-clean я маялся выбором, все-таки залить Specific или X-clean. Выбрал второе. И не пожалел! Зимой, в частности, двигатель запускался очень мягко. Как на холодную, так и на горячую двигатель работал тихо. В мае в самую жару, по моему мнению, масло тоже отрабатывало свои свойства.Сейчас решил попробовать Specific Dexos2 5W30, покатаюсь, понаблюдаю. Но из первых ощущений — по звуку двигателя никаких изменений. Тянет также как и на X-clean.

По итогу всей проделанной работы лампа низкого давления масла меня больше не беспокоит, что несомненно радует.

+7 (495) 972-12-58
+7 (495) 972-09-14
+7 (495) 978-12-58
+7 (498) 657-83-43
+7 (498) 657-81-99
+7 (498) 657-83-66

График работы:
Пн.- Пят. с 9:00 до 20:00
Суб. 9:00-18:00 Воск. 9:00-17:00
E-mail: info@alpha-avto.ru
Адрес: г.Москва, МКАД 23 км, Влад.3, стр.1 (комплекс «Развилка»)

+7 (495) 972-12-58
+7 (495) 972-09-14
+7 (495) 978-12-58
+7 (498) 657-83-43
+7 (498) 657-81-99
+7 (498) 657-83-66