No Image

Что такое торможение двигателем

СОДЕРЖАНИЕ
2 просмотров
15 ноября 2019

Автомобильный двигатель разработан таким образом, чтобы постоянно стремиться работать при минимальных оборотах (это состояние известно как холостой ход). При нажатии на педаль газа мы заставляем двигатель работать быстрее, но как только мы отпускаем педаль, обороты минимизируются. И если машина движется на передаче, то при снижении частоты вращения ход замедляется. Это и называют торможением двигателем.

Процедура эта крайне удобная, т. к. позволяет управлять транспортным средством с помощью одной лишь педали газа. Добавив газ, мы разгоняем машину, а сбавив, наоборот, замедляем. Характерно, что на разных передачах скорость замедления разная, что является следствием закона о передаточных числах.

Скорость замедления

На первой передаче скорость, как известно, минимальная, а вот сила максимальная. По этой причине именно на ней проще всего разогнаться и предельно быстро спровоцировать замедление.

На четвертой передаче скорость предельная, но вот замедление, напротив, минимально, т. к. двигатель уже с трудом воздействует на транспортное средство. Следовательно, нет причин ждать замедления на четвертой передаче, в то время как можно включить третью, и процесс ускорится. После включения второй замедление ускорится еще больше.

В итоге у нас следующее: во время торможения необходимо подождать снижения частоты оборотов и включить низшую передачу.

Для этого есть две причины.

  • После этой процедуры двигатель уже не будет функционировать с высокой частотой оборотов.
  • На низких оборотах снижается усилие двигателя и, как следствие, снижается эффективность процесса торможения.

Более того, в ходе такого торможения вы сможете перед каждым переключением передачи добавлять газ, благодаря чему повысится плавность движения. А если отпустить сцепление без газа, то повысится скорость замедления. Прибегнув ко второму способу, будьте предельно осторожны со сцеплением, дабы не спровоцировать рывковые замедления.

Когда может понадобиться такое торможение?

Тормозят двигателем в тех случаях, когда пропадают тормоза, а все предпринятые водителем попытки исправить ситуацию не дали никакого результата. В отсутствие тормозов автомобиль из верного «железного коня» превращается в источник повышенной опасности.

Если с вами такое произошло, то в точности повторите описанный выше алгоритм действий.

Не переключайтесь с четвертой передачи сразу на первую, ведь это может стать причиной ухода машины в занос. После этого ее развернет или даже вынесет на встречную полосу под колеса проезжающего мимо многотонного грузовика. Снижайте передачи постепенно, а после минимизации скорости дотормаживайте посредством стояночного тормоза.

Сильные и слабые стороны методики

Торможение двигателем часто является причиной серьезных споров, ведь у методики есть как поклонники, так и противники. Но мы попытаемся объективно оценить сильные и слабые стороны такого торможения.

  • повышение устойчивости к заносам;
  • профилактика функциональности системы тормозов;
  • возможность эффективного маневра при плохом сцеплении с дорожным полотном;
  • возможность быстрой остановки двигателя в случае неисправности.

Но есть и недостатки, среди которых:

  • стоп-сигнал никак не реагирует на действия водителя;
  • в случае неграмотно выполненного маневра растет риск заноса;
  • интенсивность расхода масла увеличивается;
  • растет нагрузка на двигатель.

Торможение на спусках

Если экстренная ситуация произошла на затяжном спуске (а он и без этого является крайне опасным участком дороги), то попытайтесь применить комбинацию «контактное торможение + двигателем». Подайте световой сигнал автомобилю, едущему впереди вас, чтобы он притормозил, и упритесь ему в бампер. Конечно, это опасно, но не так, как ДТП с весьма непредсказуемыми последствиями.

Еще один важный момент. У дизельных двигателей коэффициент сжатия в полтора раза превышает аналогичный у бензиновых, поэтому и тормозят они несколько эффективнее.

Если вы человек неопытный, то лучше возьмите несколько уроков по торможению двигателем. Если использовать эту методику неправильно, то ускорится износ элементов синхронизаторов, вследствие чего автомобиль быстро выйдет из строя.

И в качестве заключения – детальный алгоритм действий при торможении.

  1. Отпустите педаль газа.
  2. Выжмите сцепление.
  3. Выключите повышенную передачу.
  4. Отпустите сцепление и выжмите акселератор (при выключенной передаче).
  5. Выжмите сцепление.
  6. Включите низшую передачу.
  7. Отпустите сцепление.
Читайте также:  Крышка расширительного бачка swag

Вот и вся хитрость. И знайте, что умный человек знает, как выйти из трудного положения, а мудрый – как его предотвратить.

Видео о том, как правильно тормозить двигателем, специально для посетителей нашего автопортала vodi.su

Стать профессионалом в вождении автомобиля поможет накопленный опыт, большой объем знаний и навыков. Одним из нюансов вождения является умение тормозить двигателем, которое особенно важно в случае отказа тормозной системы. Что это такое и как научиться тормозить двигателем рассмотрим в данной статье.

Что значит тормозить двигателем?

Двигатель машины разработан таким образом, что постоянно стремится к работе на холостых оборотах. Нажимая на газ, водитель заставляет ускорить работу двигателя, а после того, как водитель отпускает педаль газа, обороты снова минимизируются. Для машины, находящейся в движении на передачи, это означает снижение фактической скорости движения. Это называется торможением двигателя. Возможность снижать скорость движения без участия тормозной системы – очень важное умение, которое позволяет исключить вероятность блокировки колес, при торможении на скользкой трассе, а также в случае нарушений в работе тормозной системы избежать ДТП.

Правильный алгоритм торможения

Торможение двигателем в машине с механической коробкой передач нужно выполнять в следующей последовательности:

  1. Отпустить газ.
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. После снижения скорости перейти на более низкую передачу.
  4. После дальнейшего снижения скорости включить 1 передачу.

Важно! Неправильный выбор передачи может «убить» двигатель. Если скорость выбрана неверно, автомобиль начинает «клевать» носом, а тахометр отображает предельно максимальные значения, что создает дискомфорт для водителя и риск существенных поломок для машины.

Несоблюдение порядка перехода на более низкие передачи может привести к блокировке колес и заносу транспортного средства. Кроме того, увеличивается износ двигателя и велика вероятность поломок отдельных его частей.

Двигаясь на 5-6 передаче, переключаться нужно сразу на 3, поскольку переключение на 4 передачу даст достаточно слабое замедление. Двигаясь на 3-4 передаче, потребуется переход сразу на 2. Для щадящего перехода имеет смысл сделать «перегазовку».

Окончательная остановка автомобиля выполняется с помощью тормозной системы, когда скорость транспортного средства снизилась до 5-10 км/час.

Насколько эффективен данный способ?

Эффективность такого способа торможения зависит от многих факторов, ключевыми из которых является опыт водителя, правильная оценка дорожной ситуации, техническое состояние автомобиля.

  1. Данный метод увеличивает устойчивость машины к заносу, поскольку колеса не блокируются колодками. Специалисты рекомендуют применять торможение двигателем в экстренных ситуациях, когда нужно предотвратить ДТП.
  2. Благодаря данному способу увеличивается срок службы тормозных колодок.
  3. Не наступает перегрев диска (или барабана) во время снижения скорости, а значит, отсутствует риск отказа тормозов.
  4. В случае отказа тормозов у водителя, торможение двигателем является единственным доступным способом остановить машину и избежать аварий.
  5. Автомобили, оснащенные системой АВS, в момент совершения торможения двигателем в экстренной ситуации могут потерять драгоценные секунды, поскольку система АВS справится лучше. Исключением является гололед на дороге, когда между этими двумя способами торможения следует выбрать торможение двигателем.
  6. Существует предположение, что наиболее эффективно торможение осуществляется на автомобилях с дизельным двигателем. Это связано с тем, что степень сжатия в цилиндрах в полтора раза выше. Однако, принципиальных отличий в скорости нет, поскольку торможение двигателем не дает большого замедления и обращать внимание на это предположение не стоит.

Расход топлива

Используя данный метод, можно не беспокоиться о перерасходе бензина, он останется таким же, как и при стандартной остановке авто.

Это обусловлено тем, что при снижении скорости, водитель не затрагивает акселератор и уровень подачи топлива в цилиндры равен нулю. После ускорения, бензин поступает в систему в обычном режиме.

В некоторых случаях, можно снизить потребление бензина, используя эффект наката. Если на пути автомобилиста встречается длительный спуск или светофор, для экономии топлива, можно поставить нейтральную передачу и «катиться» на холостой работе двигателя.

Читайте также:  Подойдет ли руль от весты на приору

Вредит ли это автомобилю?

На просторах интернета достаточно распространено мнение о том, что торможение двигателем – процедура несущая существенный вред трансмиссии и мотору автомобиля. Однако, грамотное использование метода торможения двигателем и четкое следование рекомендациям – гарантия абсолютной безвредности. Повышение оборотов на короткие промежутки времени не могут привести к проблемам с двигателем.

Не нужно постоянно пользоваться этим способом, он для отдельных экстремальных ситуаций и будет актуален из соображений безопасности в определенные моменты.

Советы при торможении двигателем

  • важно следить за оборотами двигателя. В бензиновом ДВС обороты в 2.5 тысячи – это момент, когда водитель должен переходить на пониженную передачу. Следующий переход осуществляется в момент, когда тахометр показывает 1 тыс. оборотов;
  • эффективный переход осуществляется в том случае, когда автолюбителем используется ступенчатый, постепенный переход с использованием нескольких скоростей. Особенно важно осуществлять этот переход последовательно, этот маневр позволит снижать скорость плавно и уверенно;
  • переходя на новую передачу, необходимо сопровождать этот момент перегазовкой, что позволит существенно снизить нагрузки на КПП и диск сцепления, а также предотвратит рывки в движении;
  • не следует одновременно рулить и осуществлять торможение, это может привести к потери управляемости.

Подводя итоги, стоит заметить, что освоение техники торможения двигателем – это верное решение для каждого автомобилиста, особенно если он управляет автомобилем с механической коробкой передач. Самое главное стоит учесть, что грамотное использование данного метода не нанесет вреда техническому состоянию машины, за КПП и мотор переживать не стоит.

Статья о торможении мотором — как и при каких условиях, тонкости торможения двигателем с АКПП и вариатором, достоинства и недостатки. В конце статьи — видео по теме.

Этот способ снижения скорости был особенно популярен несколько десятилетий назад, когда в автомобилях с механической коробкой передач еще не было современных тормозных систем с электронными помощниками ABS и ESP. Однако тормозить двигателем можно и на современных автомобилях, в том числе и с некоторыми видами автоматических коробок передач.

Кроме того, тормозить двигателем можно на автомобилях с любым приводом: передним, задним, полным. При этом силу торможения можно увеличивать с помощью коробки передач – чем ниже передача, тем сильнее торможение.

Процесс торможения двигателем

Когда водитель отпускает педаль «газа», в двигателе сокращается поступление топлива, в результате чего его обороты начинают падать. Если при включенной передаче не разорвана связь двигателя и колес с помощью сцепления (когда сцепление не выжато), то с падением оборотов двигателя, естественно, начнет замедляться и вращение ведущих колес.

По сути, при торможении двигателем возникает обратная ситуация, при которой уже не мотор вращает колеса посредством карданной передачи, а наоборот – крутящиеся колеса посредством карданной передачи начинают вращать коленвал мотора. При этом принудительная работа коленчатого вала и цилиндропоршневой группы проводит к механическим потерям, в результате чего происходит снижение оборотов вращения кардана, что и приводит к потере скорости (торможению).

Когда применяется торможение силовым агрегатом

Главное, о чем следует помнить — торможение двигателем не предназначено для резкой экстренной остановки машины. Как правило, снижение скорости с помощью двигателя применяют в следующих ситуациях:

  • При торможении на скользкой дороге;
  • При затяжном и крутом спуске;
  • При отсутствии возможности затормозить обычным способом, с помощью педали тормоза или ручника (при отказе тормозов).

На скользком дорожном покрытии торможение двигателем позволяет избежать заноса и потери управляемости автомобилем. Как показала практика, штатная антиблокировочная система (ABS или ESP) спасает не всегда, и риск заноса на большой скорости при гололеде, слякоти и сильном дожде все же остается. Поэтому чтобы не потерять управляемость автомобилем при большой скорости и сложных погодных условиях, а также чтобы торможение было плавным и равномерным, опытные водители используют торможение двигателем (скоростью).

При затяжных и крутых спусках торможение силовым агрегатом позволяет избежать длительной нагрузки на тормозную систему, при которой сильно нагреваются тормозные колодки и диски. Такой сильный перегрев дисков и тормозных колодок не только резко увеличивает их износ, но может привести и к выходу их строя. От сильного нагревания при трении тормозные колодки может просто заклинить в прижатом положении и колеса заблокируются.

Читайте также:  Знак аварийной остановки должен быть выставлен

Что же касается третьего пункта «при отказе тормозов», то здесь преимущества торможения мотором совершенно очевидны и понятны.

Как тормозить двигателем

Последовательность действий:

  • Отпустить педаль «газа»;
  • Выжать педаль сцепления;
  • Переключиться на пониженную передачу;
  • Отпустить педаль сцепления.

Как видно, прием торможения двигателем достаточно прост, однако имеет свои нюансы и особенности:

  1. Чтобы избежать резкой нагрузки на механизмы трансмиссии и сам двигатель, рекомендуется не нарушать последовательность переключения передач. То есть, последовательность переключения должна соблюдаться в обратном порядке: с 4-й на 3-ю, с 3-й на 2-ю, со 2-й на 1-ю. Также, следует помнить, что при переходе сразу на низшую 1-ю передачу произойдет резкая потеря скорости, в результате чего может произойти блокировка колес с последующим заносом машины.

Чтобы избежать резкой нагрузки на механизм сцепления после включения пониженной передачи, педаль сцепления рекомендуется отпускать плавно.

Чтобы полностью остановить машину двигателем при отказе тормозов, нужно дойти до самой низшей передачи (первой) и заглушить двигатель с помощью ключа (выключить зажигание). Если требуется остановить машину как можно быстрее («экстренно»), то можно нарушить обратную последовательность переключения передач и «перескочить» сразу на 1-ю, а педаль сцепления можно отпустить резко.

  • При торможении двигателем следует учитывать тот факт, что если выжать педаль сцепления, то разорвется связь между «сердцем» машины и колесами. В результате мотор уже не будет препятствовать свободному вращению колес, и скорость может резко увеличиться, особенно при движении по крутому спуску. То есть, автомобиль начнет вести себя так, как на нейтральной скорости.
  • Поэтому, прежде чем выжать сцепление и вернуться к обычному режиму вождения, необходимо подстраховаться нажатием на педаль тормоза.

    Торможение мотором с автоматической коробкой передач (АКПП)

    Перед тем, как тормозить мотором с АКПП, следует подробно изучить руководство по эксплуатации данного автомобиля, так как торможение с «автоматом» может иметь свои особенности, которые будут зависеть от конструктивных особенностей АКПП (вариантов много).

    В некоторых видах АКПП торможение с помощью двигателя может быть вообще не предусмотрено, а в некоторых может даже блокироваться системным управлением.

    Следует помнить, что тормозить таким образом с автоматической коробкой, в которой по инструкции такого торможения не предусмотрено, можно только в крайних случаях, когда это действительно необходимо и нет других вариантов. В противном случае, если это делать часто, АКПП быстро выйдет из строя и ей потребуется дорогостоящий ремонт.

    В общем и целом, «автоматы» лучше и аккуратнее взаимодействуют со сцеплением, поэтому торможение мотором с АКПП бывает более безопасным и мягким, чем при торможении с «механикой».

    Торможение двигателем с вариатором

    Некоторые вариаторы имеют специальный режим «L», предназначенный именно для торможения двигателем. Однако некоторые водители (особенно владельцы «Ниссанов» с вариаторами) отключают данный режим на программном уровне, для увеличения динамичности и экономии топлива.

    Плюсы и минусы торможения мотором

    Заключение

    Несомненно, тормозить двигателем должен уметь каждый водитель. Однако если у водителя недостаточно навыков для правильного применения этого приема вождения, то использовать торможение силовым агрегатом следует только в экстремальной ситуации, когда отказала основная тормозная система и нет других способов остановить автомобиль.

    Для приобретения опыта и навыков в данном вопросе рекомендуется немного потренироваться на безопасных участках дороги, с мало интенсивным движением и хорошим покрытием. А со временем можно будет перейти и к тренировкам в более сложных условиях: крутые затяжные спуски, скользкое дорожное покрытие, подъезды к перекресткам и т. д.

    Видео о торможении двигателем:

    Комментировать
    2 просмотров
    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

    Это интересно
    No Image Автомобили
    0 комментариев
    No Image Автомобили
    0 комментариев
    No Image Автомобили
    0 комментариев
    No Image Автомобили
    0 комментариев
    Adblock detector