No Image

Что такое мультиклапан на гбо

СОДЕРЖАНИЕ
5 просмотров
15 ноября 2019

Запорная арматура в газобаллонном оборудовании первых образцов выполняла самые простые функции: закрытие или открытие подачи газового топлива. Современный мультиклапан ГБО 2-4 поколения — многофункциональное устройство, решающее целый ряд задач.

Виды и назначение

Устройство и работа мультиклапана ГБО в автомобиле, предусматривает ряд функций:

  • исполнительная;
  • запорная;
  • предохранительная;
  • контролирующая.

По степени безопасности существует два основных класса (группы): A и B.

Механизм старого образца (класс B) запрещён к эксплуатации в ряде европейских стран, ввиду отсутствия в его конструкции предохранительного (аварийного) клапана.

В зависимости от типа газовых баков, устройства различают:

  1. Для баллонов цилиндрической формы.
  2. Для тороидальных емкостей.

Как устроен мультиклапан ГБО?

Комплектация современного механизма класса А (он же европа 2 или класс 3) состоит из:

  • Металлический корпус (латунь), с отверстиями для впускной 8мм и выходной 6мм магистралей.
  • Переходники/уголки для трубок.
  • Запорный вентиль (кран) выходного канала.
  • Узел отсекания с поплавком.
  • Датчик-указатель уровня газа на магнитном приводе.
  • Заборная трубка с фильтром-сеточкой.
  • Уплотнительное кольцо/прокладка.
  • Аварийный/предохранительный (может комплектоваться трубкой сброса паровой фазы);
  • скоростной клапан;
  • обратный;
  • отсечки;
  • электромагнитный клапан;
  • температурный.

Как работает?

Принцип работы мультиклапана ГБО следующий, при заправке сжиженный газ через ВЗУ по входной магистрали поступает к запорной арматуре, где преодолевая усилие возвратных пружин клапанов (обратного и отсечки), попадает в баллон.

Заполнив нужный объём, жидкая фракция газовой смеси передвигает поплавок к верху бака. Поплавок через шток проворачивает полумесяц, по которому скользит стержень клапана отсечки.

В тот момент, когда наполнение завершено, под входным давлением газа, стержень выстреливает, освободившись от препятствия (полумесяца), а клапан запирает канал входа. После отключения заправочного пистолета клапан отсечки, под воздействием давления в баке, прижимается обратно к седлу.

Шток поплавка также соединён с механизмом, который с помощью магнитов меняет положение стрелки указателя уровня газа. С целью контроля объема топлива непосредственно в салоне авто, конструкцию 4-го поколения дополняют специальным электромеханическим датчиком индикации.

Из баллона, через фильтр сетку по заборной трубке, пропан (LPG) попадает в канал скоростного клапана, далее к выходной магистрали на редуктор.

Заборник бывает пластиковый, медный или алюминиевый, также разной длинны и диаметра (как правило, 6 или 8 мм). Выбирается в зависимости от мощности двигателя автомобиля.

Устройство скоростного клапана предотвращает утечку газа, при превышении скорости его потока более чем на 1 м/с (к примеру, из-за обрыва подающей магистрали под днищем авто). Давление пропана, пересиливая пружину, прижимает пластиковый клапан (или металлический шарик) к седлу, за счёт чего запирается выход топлива.

Аварийный (многоразовый) клапан, пружина которого, настроена на 25-27 атмосфер, стравливает излишки газа, при повышении давления в баллоне (например, из-за погодных условий).

Если предохранительный клапан комплектуется трубкой-приемником, которая направлена в верхнюю часть ёмкости, то через неё спускается именно паровая фаза топлива. Таким образом, происходит выравнивание давления, а газ выходит через патрубок вентиляционного короба за пределы транспортного средства.

Последние модификации класса A дополнительно оборудуются специальной электромагнитной катушкой (клапаном). Такое приспособление служит для перекрытия подачи газового топлива в автоматическом режиме. Как только прекращается напряжение на катушке, клапан закрывает отверстие. Управляется блоком управления ГБО (ЭБУ).

Также бывают виды мультиклапанов с температурным (противовзрывным) механизмом. В случае пожара, пластиковая вставка плавится в нем при нагреве 120 градусов и газ выходит наружу, что исключает взрыв баллона.

Вентиль/рукоятка предназначен для перекрытия подачи газа в ручном режиме (класс B предполагает наличие второго крана на впуске, для закрытия обеих линий).

Читайте также:  Как работают хабы на внедорожниках

Устройство баллонной арматуры (видео):

Какой мультиклапан лучше выбрать для ГБО 2 и 4 поколения

Для каждого типа газовых баков подбирается свой блок арматуры. Основные параметры узла:

  • размер и исполнение баллона;
  • наличие защитных клапанов;
  • Ø расходной магистрали и заборника;
  • наличие датчика уровня;
  • комплектация (ВЗУ, защитная крышка, вентиляционная камера, патрубок парообразной фазы).

Выбор осуществляется по маркировке на корпусе. Пример: для тор емкости 180 — 30 где первые три цифры – высота сосуда в мм, вторые две — угол установки. Для цилиндрического 315-30 — диаметр баллона и угол монтажа.

Также по диаметру заборной трубки и выходного отверстия. Для объёмных двигателей на 6-8 цилиндров применяют 8 мм. Некоторые модели являются универсальными, диаметр выпускного канала на них меняется при помощи переходника. Длина приёмника тоже подбирается под высоту баллона. Для тор емкостей существуют разновидности внутреннего и наружного исполнения.

После 3-5 лет эксплуатации, часто невозможно демонтировать устройство. Поэтому к наружным баллонам на мультиклапан дополнительно ставится защитный кожух/чехол от агрессивной среды.

Известны основные производители газобаллонного оборудования. Все они выпускают продукцию в различных комплектациях. Важно понимать, что на самые популярные узлы всегда предоставляется гарантия, а также доступность запчастей для ремонта. Но и подделывают их чаще. Наибольшей популярностью (опираясь на многочисленные отзывы) среди автовладельцев пользуются изделия компаний:

  1. Tomasetto (Томасетто) модели АТ 00, 01,02.
  2. Torelli (Торелли).
  3. Lovato (Ловато) LOV-T 00, 01.
  4. Atiker (Атикер).
  5. BRC (БРС).
  6. OMB (ОМБ).
  7. OMVL (ОМВЛ).
  8. Emer.
  9. Mimgas.
  10. Aldesa.
  11. Новогрудский MV-443 (Беларусь).

В целом не имеет значения, на какую газовую систему подбирается механизм, баллоны везде одни и те же. Для ГБО 1, 2, 3 и 4 поколения, монтажники оборудования, рекомендуют устанавливать мультиклапан только класса A (европа 2), в который уже базово входят все элементы защиты. Средняя цена на него 2200-4800 рублей, варьируется в зависимости от производителя и комплектации.

К тому же для первых поколений ГБО (без электронного контроллера), можно купить «мульт» без катушки, но с возможностью её установки (Торелли М 1 с заглушкой), а после перехода на 4 поколение, просто докупить электроклапан. Либо сразу подключить катушку от замка зажигания.

Как установить мультифункциональный клапан можно узнать из этой статьи.

С развитием газовых систем на авто, рынок наполнили подделки и некачественная продукция. К выбору нужно подойти внимательно, покупать оборудование желательно только у официальных представителей заводов.

Мультиклапан – это устройство, которое устанавливается в систему газового оборудования на автомобиль. Стоит отметить, что без данной детали работа ГБО просто невозможна, к тому же она выполняет в системе сразу несколько функций одновременно. По сути, мультиклапан является датчиком, указывающим концентрацию газового топлива, а также он выполняет запорную функцию и регулирует давление в баллоне.

Устройство и принцип работы мультиклапана ГБО

Сам мультиклапан ГБО состоит из основных 4 систем, каждая из них выполняет свои определенные функции:

  • через него осуществляется заправка;
  • контролирует давление в газовом баллоне, поэтому максимально его можно заправить всего на 80 %;
  • останавливает подачу топлива, если в системе имеется утечка;
  • при повышенном давлении больше, чем 25 атмосфер, данное устройство, при помощи сапуна, начинает экстренный сброс топлива.

При выборе мультиклапана необходимо знать, что производители выпускают его в двух классификациях – это А и В. Разница между двумя этими классами не существенная, однако класс В не предназначен для установки, если баллон имеет объем более 50 литров, потому как не имеет клапана, который сможет сбросить давление.

Читайте также:  Марки тойота список с фото все модели

Как правило, его устанавливают на баллоны, которые имеют цилиндрическую форму. Кроме того, обязательно должен присутствовать шланг, выполняющий функцию вентиляции, размер его должен быть 3 см. Также их можно монтировать на баллоны, имеющие тороидальную форму. Несмотря на то, что головка находится снаружи, его устанавливают внутрь самого баллона.

Мультиклапан, устанавливающийся на ГБО, выполняет множество разнообразных функций, но при этом принцип его работы совсем простой и легкий. Он начинает свою работу с того момента, как газовое топливо поступает в баллон, затем он надавливает на клапан, упирающийся в тулку, которая оснащена поплавком. После того, как поплавок повысится и войдет в специальный шток, подача газа прекращается.

Неисправности мультиклапана

Стоит отметить, что неисправности, которые связаны с мультиклапаном, это большая редкость. Но все же, после нескольких лет эксплуатации, система ГБО может износиться, и тогда возможны некоторые проблемы с клапаном. Чаще всего, для того, чтобы устранить неисправность, автомобилисту придется поменять клапан полностью.

Выделим основные виды неисправностей:

  • проблемы с аварийным клапаном сброса газа. Как правило, данная поломка сопровождается характерным запахом, так как начинается утечка газа;
  • неисправность поплавка. Его зависание не дает водителю возможность получить точные сведения о количестве оставшегося топлива. Однако это может также быть неисправностью электронной системы;некорректная работа скоростного клапана. Выявить данную проблему не составит труда, потому как при ней двигательная система не может работать в привычном режиме, топливо не в полном количестве поступает. И, как следствие, транспортное средство начинает переключаться на бензин или же могут образовываться рывки при движении на газовом топливе;
  • неисправность вентиля механического типа. Данная проблема обусловлена тем, что вентиль не контролирует подачу газа. То есть он может его не перекрывать или же наоборот;
  • обрыв цепи. Электромагнитная катушка при этой поломке не работает.

Важно! Чтобы избежать какой-либо неисправности в устройстве мультиклапана ГБО, необходимо своевременно и регулярно проходить техническую диагностику. Потому как газ является взрывоопасным и легковоспламеняющимся топливом.

Установка, настройка, ремонт

До того, как приступить к монтажу клапана, необходимо убедиться в том, что баллон полностью пустой. Так как на протяжении всего времени его вентиль будет открыт. Установка происходит только в помещении с хорошей вентиляцией; должны отсутствовать открытые очаги пламени. В том случае, если происходит замена, то нужно, чтобы постепенно из баллона испарились все остатки вещества. Затем можно приступать к демонтажу мультиклапана.

Как правило, при достаточно долгом использовании, крепежные детали покрываются коррозией. Поэтому перед процедурой нужно их обработать специальным раствором. Жидкий ключ поможет не сорвать и не сломать болты во время их отсоединения.

Когда полностью отсоединены все детали, можно доставать сам мультиклапан. После тщательного его рассмотрения принимается решение о том, возможно ли произвести замену только определенных деталей клапана или нужно полностью его заменить.

Внимание! Если мультиклапан сильно поврежден, то его обязательно нужно заменить на новый. Так как от этого зависит безопасность эксплуатации транспортного средства.

Перед монтажными работами необходимо произвести чистку места, куда будет насаживаться деталь. Также необходимо внимательно следить за тем, чтобы лишний мусор не попал в баллон. Перед установкой клапана нужно поставить прокладку. При желании, ее можно закрепить с помощью герметика. Также, если производится замена старого на новый, то стоит поменять и фильтр грубой очистки. Если он на оборудовании отсутствует, требуется приобрести новый.

Читайте также:  Заплатить штраф гибдд по фамилии

Резьба болтов должна быть смазана солидолом или графитовой смазкой, чтобы легче производилась процедура установки. Болты закручиваются крест-накрест, сначала работа производится вручную, а затем диаметрическим ключом затягиваются до конца. Данный ключ позволяет не сорвать резьбу, так как контролирует силу затягивания.

В конце работы подсоединяются газовые трубки. Для того, чтобы проверить правильность установки, нужно заправить небольшое количество газа в баллон, при включенном двигателе проверить – отсутствует ли утечка газа.

Вывод

Мультиклапан ГБО в авто – многофункциональное устройство, и от его работы зависит состояние всей двигательной системы. По этой причине производить монтаж и демонтаж желательно в специализированных автомобильных центрах, где работают квалифицированные специалисты.

Мультиклапан — многофункциональное устройство, которое выполняет сразу несколько функций. Мультиклапан или сокращенно "мульт, мультик", служит как датчик уровня газа в баллоне, как запорная арматура, а также отвечает за безопасность авто с ГБО, поскольку является защитой от избыточного давления в газовом баллоне. Мультиклапан включает в себя контрольную, запорную, а также исполняющую системы.

Какие виды мультиклапанов существуют и чем они отличаются?

"Мульты" делятся на классы по защите. Разделяют два основных класса: "A" и "B". Первый отличается от второго лишь тем, что он имеет в своей конструкции клапан избыточного давления, который сбрасывает во вне паровую фазу в случае повышения давления в баллоне. "Мультики" класса «В» не имеют клапана избыточного давления, поэтому их разрешается устанавливать на газовые баллоны, емкостью не более 50 литров.

  • Мультиклапан для цилиндрических баллонов во время установки оснащается вентиляционной коробкой, к которой подключен гофрированный шланга Ø 30 мм. По этому шлангу газовые испарения выводятся из багажника автомобиля.
  • Мультиклапан для тороидальных баллонов с внутренним расположением устанавливается в баллоне, который крепится в углублении под "запаску".
  • "Мульт" для тороидальных баллонов с наружным расположением монтируют в баллоны, при этом горловина выходит наружу.

Основные функции мультиклапана:

  1. Заправка и распределение газа;
  2. Ограничивает максимальное давления в газовом баллоне и контролирует уровень максимальной заправки баллона (не более 80%);
  3. Перекрывает подачу газа в случае через чур быстрого и большого расхода, например, когда происходит повреждение газовой магистрали на промежутке от баллона к двигателю;
  4. Производит аварийный сброс газа (в случае если давление превышает 25 атмосфер), используя для этого специальный сапун.

Как выбрать мультиклапан?

Мульт необходимо подбирать с учетом баллона, который будет устанавливаться на ваш автомобиль, так как мультиклапаны для цилиндрических и тороидальных баллонов отличаются между собой. Для этого каждый мультиклапан маркируется соответствующей надписью «Cil» (для цилиндрических баллонов), или «Tor» (для тороидальных баллонов), также следует учесть высоту баллона и мультиклапана. Свое предпочтение лучше отдать классу "А", так как этот тип мультиклапанов имеет высокую степень безопасности и оснащен клапаном избыточного давления.

Рекомендуем обратить внимание на мультиклапаны следующих производителей:

  • Lovato;
  • Tomasetto;
  • BRC;
  • Atiker.

Теперь, когда вы знаете, что такое мультиклапан, какие функции он выполняет, и какие отличия между разными типами мультиклапанов, надеюсь, у вас не возникнет трудностей при выборе этого устройства. Если вы все же сомневаетесь в том, какой мультиклапан купить лучше, доверьте этот вопрос профессионалам и проконсультируйтесь со специалистами разных компаний, которые занимаются установкой ГБО.

Комментировать
5 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
No Image Автомобили
0 комментариев
Adblock detector