В личной переписке меня часто спрашивают, какую смазку закладывать в шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) приводов автомобилей. Казалось бы, в чем проблема, если написано на банке "Смазка для ШРУС" — бери и пользуйся на здоровье. Однако, как и в любом другом вопросе, здесь есть свои нюансы, о которых я расскажу в этой записи.
Внимание: присутствует много букв и скучных картинок.
Часто, в комплекте с новым шарниром или пыльником, уже прилагается тюбик или пакетик со смазкой. Но не торопитесь не глядя использовать эту смазку. Бывает, что производитель запчасти не учитывает, что для разных шарниров смазки существенно отличаются, и в комплекте может быть не та смазка.
Дело в том, что в автомобиле могут использоваться ШРУС разных типов, для которых требуются смазки с определенными свойствами. Об этом и пойдет речь ниже.
1. Немного теории
Для передачи вращательного движения от агрегатов трансмиссии (КПП или редукторов) к колесам, часто применяются шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы). Эти шарниры обеспечивают постоянную скорость вращения приводных валов (полуосей), вне зависимости от угла поворота колес и перемещений подвески и агрегатов трансмиссии.
Такой тип привода состоит из двух шарниров, внутреннего и внешнего, которые закреплены на полуоси. Внутренний ШРУС вставляется в агрегат трансмиссии, а наружный закреплен в ступице колеса (рис. 2).
2. ШРУС шарикового типа
Шарниры шарикового типа передают вращение с помощью шариков, скользящих по направляющим канавкам, выполненным в корпусе шарнира (рис. 3, 4):
Работа шарикового шарнира показана на видео:
Конструкция шарикового шарнира "живьем":
Шариковые ШРУСы способны передавать большой крутящий момент, обладают большим углом поворота и минимальным люфтам между элементами. Поэтому, шарниры данного типа в большинстве случаев применяются в качестве наружных шарниров приводов колес. Однако, такая конструкция шарнира не допускает осевых перемещений, поэтому они не способны компенсировать осевые перемещения подвески и агрегатов трансмиссии. Для компенсации осевых перемещений применяются шарниры другой конструкции.
3. ШРУС типа трипод
Одним из самых распространенных ШРУС, позволяющих компенсировать осевых перемещения, являются шарниры-триподы. В корпусе такого шарнира располагается трехлучевая вилка с роликами на игольчатых подшипниках (трехшиповик, трипод). Благодаря такой конструкции, трипод допускает как угловые перемещения, так и осевые, при которых ролики перемещаются по направляющим канавкам корпуса при поворотах или осевых колебаниях (рис. 5, 6):
Работа и конструкция шарнира типа "трипод" показана на видео:
Благодаря особенностям конструкции, триподы часто применяются в качестве внутренних ШРУС приводов колес, так как они позволяют компенсировать колебания подвески и агрегатов трансмиссии, а требуемые углы работы шарнира меньше, чем со стороны колес.
Прошу прощения за занудство, небольшое примечание. Довольно часто слышу, когда триподы называют "трипоиды". Это не совсем правильно, так как в оригинале существует только английское слово tripod, но многие его коверкают. Правильнее говорить "трипод".
4. Шариковые ШРУС с осевым перемещением
Помимо триподов, в качестве внутренних ШРУС могут применяться и шариковые шарниры с определенной конфигурацией канавок, позволяющей осевые перемещения (фото 7). Например, в качестве внутреннего ШРУС переднеприводных автомобилей ВАЗ семейства 2108-2110 применялись как триподы, так и шариковые шарниры.
Подробнее о разновидностях шарниров равных угловых скоростей можно почитать в Википедии: ru.wikipedia.org/wiki/%D0…E%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9
5. Важность выбора правильной смазки для ШРУС
Так как ШРУСы применяются в приводах колес, то они передают большой крутящий момент и испытывают большие нагрузки, как механические, так и температурные. Для обеспечения надежной работы, шарнир заполняется смазочным материалом и герметично закрывается резиновым или пластиковым пыльником.
При этом, первую попавшуюся смазку в ШРУС закладывать нельзя, так как от используемой смазки сильно зависит работоспособность и ресурс шарнира. В связи с высокими нагрузками, смазки для ШРУС должны быть противозадирными и высокотемпературными. Более того, шарниры разного типа (шариковые или триподы) требуют разных смазок. В шариковых ШРУС, шарики скользят по направляющим корпуса, и от смазки требуются высокие противозадирные свойства, а в триподах работают ролики с игольчатыми подшипниками, для которых также нужны смазки с определенными свойствами (в частности, игольчатым подшипникам противопоказаны смазки с твердыми частицами). Неправильная смазка может быстро прикончить шарнир:
Из сказанного выше становится понятно, что в ШРУС требуется использовать специализированные смазки, причем, для шарниров разного типа — разные смазки.
К сожалению, на практике иногда приходится видеть примеры, когда при ремонте в шарниры по незнанию закладывают неподходящие смазки — графитную, литол и т.д.
Вторая самая распространенная ошибка — использование в триподах смазок, предназначенных только для шариковых шарниров:
Специализированные смазки для ШРУС, за редким исключением, обычно обозначаются в явном виде, по надписям на упаковке "Для ШРУС", "CV Joints" или "Constant Velocity Joints". Кроме того, необходимо отличать смазки для шариковых ШРУС и триподов, о чем пойдет речь ниже.
6. Смазки для шариковых ШРУС
Для шариковых ШРУС применяются смазки консистенции NLGI 2 дополнительными противозадирными присадками в виде твердых частиц дисульфида молибдена MoS2. Такие смазки предотвращают сваривание и ускоренный износ при ударных нагрузках и перемещении шариков в металлических направляющих корпуса шарнира.
Идентифицировать смазки смазки с дисульфидом молибдена можно довольно просто — по цвету. Такие смазки, как правило, обладают характерным темно-серым или черным цветом, иногда с темно-синим отливом:
На упаковке таких смазок обычно указывается "С дисульфидом молибдена", "MoS2", "Molybdenum Disulfide", "Moly", "Для шариковых ШРУС" и другие обозначения, указывающие на предназначение смазки. Также, для шариковых шарниров предназначена распространенная отечественная смазка ШРУС-4 (также ШРУС-4М). Примеры см. на фото 12-15 (только для иллюстрации, это не рекомендации):
7. Смазки для ШРУС типа трипод
Так как в конструкции триподов применяются игольчатые подшипники, для смазки таких шарниров применяются специализированные мягкие смазки консистенции NLGI 1 или NLGI 1.5 без твердых добавок.
Внимание: Смазки с твердыми частицами дисульфида молибдена, типа ШРУС-4 и аналогичные, в триподах применять нельзя.
Как правило, на упаковке смазок для триподов, их применимость указана в явном виде, фразами типа "Tripod Joints", "Для игольчатых подшипников", "Triple Roller Joints", "Для триподов" и т.д. Кроме того, так как наиболее часто триподы применяются во внутренних ШРУС, на упаковке со смазкой может быть явно указано "Inboard", "Inner" и т.д.
Примеры смазок для триподов см. на фото 16-20:
8. Смазки, требующие дальнейшего уточнения
Есть две смазки, с которыми я лично до конца не определился насчет их применимости в ШРУС.
1) Смазка RedLine CV-2 с красным молибденом. В описании смазки указано, что она может применяться в ШРУС, при этом в составе используется красный (как пишут на форумах, "органический") молибден (Red Moly). В шарнирах какого типа применять эту смазку, мне пока не очень понятно. В высокоскоростных шариковых подшипниках она служит хорошо, я проверил на себе. Возможно, ее можно применять и в триподах.
Уточнение из комментариев: Возможно, в состав этой смазки входит хлорид молибдена — MoCl3 красного цвета.
2) Смазка Ravenol Arctic Tripoid Grease mit MoS2. Смущают две вещи — указано "Tripoid" (не Tripod, а именно Tripoid), плюс в составе смазки указан дисульфид молибдена MoS2. Я бы воздержался от использования ее в триподах до точного выяснения применимости.
ВЫВОДЫ:
1. В ШРУСах используются специализированные смазки, предназначенные именно для шарниров равных угловых скоростей. Обычно, они обозначаются явно, словами "ШРУС" или "CV", хотя бывают и исключения.
2. В связи с высокими нагрузками, смазки для ШРУС должны быть противозадирными и высокотемпературными.
3. В ШРУСах разного типа должны применяться разные смазки, для шариковых шарниров свои, для триподов — свои.
4. Смазки для шариковых ШРУС имеют в своем составе дополнительные противозадирные присадки в виде твердых частиц дисульфида молибдена Mo2S. Консистенция таких смазок обычно NLGI 2.
5. Смазки для триподов должны обеспечивать смазку игольчатых подшипников, поэтому они более мягкие (консистенция NLGI 1 или NLGI 1.5) и не должны содержать в своем составе твердых частиц, таких как MoS2.
6. Наружные ШРУСы чаще всего встречаются шарикового типа, а внутренние — типа трипод, но бывают и исключения. Поэтому, выбирая смазку для ШРУСов, необходимо точно знать, шарниры какого типа применены в данном конкретном случае.
Надеюсь, информация была для вас полезной.
Всем хорошего дня, до связи!
Все фото и видео взяты из сети, для иллюстрации.
Материал применяется как несменяемая смазка на весь срок службы узла, а также при техническом обслуживании в тех случаях, когда традиционные литиевые и комплексные литиевые смазки не обеспечивают необходимой защиты и сроков службы.
Смазка обладает существенными преимуществами в эксплуатационных качествах перед традиционными смазками для ШРУС с загустителями на мылах металлов. Это высокотемпературная, сверхводостойкая смазка с продленным сроком службы несменяемой категории для тяжелых условий работы, совместимая с общеизвестными эластомерами и термопластиками.
В качестве загустителя используется высокостабил ьный материал SLIPKOTE Polyurea CV Joint который является специальной разработкой HUSKEY Specialty Lubricants.
Области применения включают в себя:
автомобильные шарниры равных угловых скоростей и шарниры карданных передач, заполняемые смазкой на весь срок службы, откуда возможное вытекание смазки и целостность защитных элементов необходимо регулярно контролировать;
- шестерни рулевого механизма;
- подшипники ступиц колес, генератора, водяного насоса, компрессора кондиционера;
- натяжные ролики ремней;- другие места применения, где попадание или присутствие воды может быстро уменьшат сроки службы подшипников.
- GKN Tripod Joint Grease;
- GMNA 9986102 Grease .
Возможна замена следующих OE и OEM смазок:
- Motorcraft Constant Velocity Joint Grease, High Temp, Part No.: XG-5;
- FORD Specification No. WSS-M1C258-A1; FIR No.: 158358 ;
- MB 266.2 Langzeitschmierfett 000 989 63 51 ;
- MB 266.2 Langzeitschmierfett 001 989 88 51 ;
- HONDA CV Joint Grease-Inner (yellow ) 08798-9003 ;
- NISSAN Constant Velocity Joint Grease ;
- TOYOTA Inboard joint grease (part of boot kit);
- а также других аналогичных смазок.
Объяснение GKN, почему в смазке ШРУС Трипод не допускаются любые твердые смазывающие добавки типа дисульфида молибдена, графита или их смеси:
Смазка шарнира типа «трипод » оптимизирована для смазывания шарниров данного типа. Она имеет высокое сопртивление изнашиванию, но не содержит твердых добавок (которые могут уменьшить продолжительность службы, из-за возможности зажима свободного движения иглы).
Смазка для шарниров MotorSport GKN с его крайней высокой способностью выдерживать нагрузки и оптимизированной вязкостью является подходящей для всех шарниров подобного типа.
Преимущества данных смазок (без содержания графита, дисульфида молибдена или их комбинаций) в том, что они развивались, опробировались и испытавались для использования в шарнирах GKN типа ARR Tripod:
— смазка уменьшает потери мощности;
— продлевает срок службы;
— снижает трение и соответственно степень изнашивания;
— обладает широким температурным диапазоном.
http://www.gknservice.com/global/motorsport/tripod_journals_housings.html
Подробнее об использовании смазки в статье: ШРУС
статья была скопирована из свободного доступа.
Здравствуйте! Была проблема со ШРУС-ом. Шерстил интернет и нашел информацию, кто делает смазки ШРУС для Хронды в США. Называется этот производитель HUSKEY. И он работает в России. И эти смазки есть под его торговой маркой. Соответственно аналоги:
1. Honda CV Joint Grease-Outer, P/N 08798-9007 — Extreme-pressure grease for lubricating outer CV joints – Противозадирная cмазка внешнего ШРУС. Замена — смазка Slipkote Genuine Moly Grease for ball-type Constant Velocity (C.V.) Joints.
2. Honda CV Joint Grease-Inner (yellow), P/N 08798-9003 — Extreme-pressure, high-temperature grease for inner CV joint lubrication — Противозадирная, высокотемпературная смазка внутреннего ШРУС. Замена — смазка Slipkote Genuine Polyurea Grease for tripod-type Constant Velocity (C.V.) Joints, High Temp.
Еще у этого производителя классная смазка направляющих пальцев суппорта SLIPKOTE 211 Silicone Disc Brake Caliper Grease. Сам убедился. Смазка на пальцах отработала год и все отлично. Может это тоже они делают смазку суппорта для Хонды, но вряд ли в этом сознаются. 🙂
Смазка суппортов Honda, заменительВот эти замены мне дала их тех поддержка для смазок суппорта Хонда.
1. Honda Caliper Grease, p/n 08C30-B0224M — SLIPKOTE 220-R Silicone Disc Brake Caliper Grease или SLIPKOTE 211 Silicone Disc Brake Calipe.
2. Brembo Brake Grease, p/n 08798-9027 — SLIPKOTE 220-R Silicone Disc Brake Caliper Grease или SLIPKOTE 211 Silicone Disc Brake Calipe.
3. 3M Brake Lube, p/n 08945 — HUSKEY 2000 Lubricating Paste and Anti-Seize Compound.
4. Molykote M77, p/n 08798-9010 — HUSKEY Moly Paste. Assembly Lubricant & Anti-Seize Compound.
Смазки для внутренних триподов (внутренний ШРУС, внутреняя граната) ОБЩАЯ
Оригинальные OEM смазки для внутренних триподов и их артикульные коды:
Honda OEM CV Joint Grease-Inner (желтая) смазка для внутренних ШРУС — артикул 08798-9003
Honda CV Joint Grease Inboard (не купить, данная смазка входит только в отдельные комплекты оригинальных пыльников шрусов) p/n U131-15
MB 266.2 Langzeitschmierfett 001 989 88 51
Motorcraft Constant Velocity Joint Grease, High Temp, Part No.: XG-5; Specification No. WSS-M1C258-A1; FIR No.: 158358. 173532
Nissan Grease-inner смазка артикул 39709-0E025
Toyota Grease смазка внутреннего шруса артикул 39209-03P85
Toyota Inboard joint grease смазка внутреннего шруса (поставляется в комплекте с пыльниками) артикул 90999-94087
Toyota Inboard joint grease (поставляется в комплекте с пыльниками) артикул 90999-94110
Toyota Inboard joint grease (поставляется в комплекте с пыльниками) артикул 90999-94120
Toyota Inboard joint grease (поставляется в комплекте с пыльниками) артикул 90999-94161
Toyota Inboard joint grease (поставляется в комплекте с пыльниками) артикул 90999-94213
Toyota Inboard joint grease (поставляется в комплекте с пыльниками) артикул 90999-94221
Toyota Inboard joint grease (поставляется в комплекте с пыльниками) артикул 90999-94241
VAG — артикул G 052 186 A3
VAG Volkswagen high temperature grease 140G inner артикул G 000 605
Не оригинальные смазки которые обозначаются производителем как смазки для внутренних триподов:
ABRO CV JOINT GREASE ( не рекомендуется)
Castrol Optitemp BT 1 LF (в продаже трудно найти)
Huskey Slipkote® Polyurea CV Joint Grease -120гр артикул 33624
Tutela Star 325 120гр. артикул RUS18441813 или 18401813
Tutela star 700 артикул 18431813
Tutela mrm zero артикул 18671813
МС Шрус триподный, 90г. артикул 1807 (не рекомендуется)
Redline CV-2 Grease 14oz Jar артикул 80401
Redline CV-2 Grease — 14oz Tube артикул 80402
Whitmore’s Polyna CV 1,5 397гр — артикул 7020175
Не оригинальные смазки которые можно использовать для внутренних триподов, но с определенными условиями:
(на свой страх и риск)
Addinol high temp XFT 2
Aimol-M Grease Poly HT Plus 2 артикул 31505
Chevron Black Pearl Grease EP NLGI 0, 1, 2 артикул 254591642 или 254592 или 23968694616 (не годится по температурным характеристикам)
Chevron ULTI-PLEX GREASE SYNT EP 1.5 артикул 250188642 (необходимо разбавлять — на свой страх и риск)
Total Altis SH 2 400гр. артикул 160825
Total Nevastane xs 80 (как отработает смазка — не известно, многие увеличивают вязкость добавляя xs320)
Petro-Canada Precision Synthetic под номером: PSC30
Смазки с полимочевинным загустителем OEM:
— GKN Tripod Joint Grease
– GMNA 9986102 Grease.
– Motorcraft Constant Velocity Joint Grease, High Temp, Part No.: XG-5; Specification No. WSS-M1C258-A1; FIR No.: 158358.
– MB 266.2 Langzeitschmierfett 001 989 88 51.
– HONDA CV Joint Grease-Inner (yellow) 08798-9003.
– Tutela Star 325 120гр. артикул RUS18441813 или 18401813