Продукты: Коммерческие программы и оборудование > Универсальный загрузчик CombiLoader > Модуль для работы с ЭБУ Январь-7.2+/M73 |
Модуль Январь-7.2+/M73
Модуль предназначен для работы с ЭБУ
- программирование ЭБУ должно быть произведено с помощью подключения к разъёму ЭБУ. Программирования без снятия с автомобиля подключением к диагностической колодке может вызвать повреждение предохранителей, исполнительных механизмов или компонентов внутри ЭБУ.
Окно программы содержит следующие вкладки:
Вкладка «FLASH»
Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:
чтение прошивки из контроллера во внутренний буфер программы
запись прошивки из внутреннего буфера программы в контроллер
Наличие галочки в поле Общее действ. позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.
Вкладка «EEPROM»
Вкладка содержит окно просмотра буфера программы контроллера и кнопок управления:
чтение содержимого EEPROM из контроллера во внутренний буфер программы
запись содержимого EEPROM из внутреннего буфера программы в контроллер
Наличие галочки в поле Общее действ. позволяет производить выбранные операции одновременно с FLASH и EEPROM памятью контроллера за один сеанс связи.
Вкладка «Дополнительно»
На этой вкладке можно выбрать параметры соединения (скорость обмена с ЭБУ). В том случае, если связь с ЭБУ прерывается, попробуйте работать на более низкой скорости.
Модуль поддерживает работу с тремя типами ЭБУ и автоматически определяет их. Программа каждого из этих типов ЭБУ состоит из бутлоадера (программа, управляющая запуском основной программы и ее обновлением), основной программы (программы управления двигателем) и калибровок. Работа с разными типами ЭБУ имеет свои особенности:
- Январь-7.2+ (идентификатор ПО I2xxxxxx), М73 пр-ва Итэлма (идентификатор ПО I3xxxxxx):
При записи ЭБУ обновляется только основная часть программы и калибровки. Бутлоадер по умолчанию не обновляется.
Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ.
Для обновления бутлоадера необходимо нажать клавишу Shift до нажатия на кнопку Запись и удерживать ее до начала процесса «Стирание FLASH». Однако при этом следует иметь ввиду, что при ошибке записи бутлоадера ЭБУ может перестать выходить на связь.
В случае, когда при записи с обновлением бутлоадера произошла ошибка, и ЭБУ не выходит на связь, необходимо произвести запись ЭБУ через бутлоадер процессора. Для этого необходимо произвести доработку ЭБУ.
М73 пр-ва АВТЭЛ (идентификатор ПО A3xxxxxx):
Процессор ЭБУ защищен. При записи обновляется только основная часть программы и калибровки.
Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ.
Внимание! Работа с этим типом ЭБУ через бутлоадер процессора после доработки недопустима и может привести к необходимости замены процессора!
- в случае, если ЭБУ не выходит на связь, необходимо воспользоваться работой через бутлоадер процессора.
- при работе через бутлоадер процессора в первую очередь необходимо удостовериться, что процессор ЭБУ не защищен. Если после считывания FLASH буфер будет заполнен повторяющимися значениями 9B 00 9B 00 9B 00. следует прекратить работу с ЭБУ.
Для удобства подключения к ЭБУ M74K (ВАЗ «Классика») вы можете приобрести дополнительный кабель:
Стоимость модуля 2500 руб.
Стоимость кабеля M74K 1800 руб.
Для приобретения обращайтесь к нашим дилерам.
В письме обязательно указывайте регистрационные данные.
© 20022019, «SMS-Soft».
Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов, ссылка на www.SMS-Soft.ru обязательна.
Контактная информация.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является
публичной офертой, определяемой положениями, описанными в части 2 на стр. 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Вот решил выложить небольшой отчётик как прошивать в домашних условиях ) Январь 7.2+ или M73 (м73 пробовать шить с доработкой ЗАПРЕЩЕНО), прошу заметить к Январь 7.2 это отношения не имеет, так как он прошивается без вскрытия блока и его доработки, а подключение к блоку для репрога у 7.2 и 7.2+(программа St10Flasher) у них одинаковое.
Как попытаться определить закрыт процессор или нет я описал в самом низу
Данный метод только для не закрытых блоков, к ним не относятся М73 производства АВТЭЛ (и к ним же отнесу блоки ИТЭЛМА производства с конца 2009 года выпуска их тоже стали лочить используя АВТЭЛовский загрузчик) с ними нужно работать комерческими програматорами типа OPENBOX и Combiloader или Мотор Лоадер (в базе уже есть необходимые модули) с соответствующим модулем для закрытых блоков
Блок (данный блок Январь 7.2+ через BSL прошиваем смело они не имеют такого как лоченный не лоченный как у М73) прошивался при помощи простого и очень доступного Ромокабеля.
ХОЧЕТСЯ ПОСОВЕТОВАТЬ СРАЗУ — КУПИТЬ КОММЕРЧЕСКИЙ ПРОГРАММАТОР КОТОРЫЙ ХОРОШО СПРАВЛЯЕТСЯ С ЭТИМИ БЛОКАМИ И НЕ ПЫТАТЬСЯ ЛОВИТЬ АДРЕНАЛИН — ЛОЧЕННЫЙ НЕ ЛОЧЕННЫЙ УВАЛЮ НЕ УВАЛЮ БЛОК !
И ещё не мало важная информация для тех кто захочет прошивать блоки М73 производства ИТЭЛМА через колодку диагностики
У Ителмы своеобразный БУТ, Он определяет, что нужно войти в режим программирования, если нормальное напряжение и не подключены нагрузки и датчики. Поэтому их можно программировать только на столе, сняв с машины.
именно по этому на столе блок ителмы не отдает иденты в диагностику, она просто готова на столе к БУТУ. Диагностика нормально заработает на столе при понижении напряжения до 9в.
С розетки OBD 2
На вазах, во время прошивки катушка начинает греться и выходит из строя ее нужно отключать !
Далее даем на адаптер питалово, к-линию, включил зажигание и пишем.
Доступный для репрога флешер без вскрытия и доработки блока и попадалова на замену проца о нём написано ближе к окончанию этой записи !
РАССМОТРИМ ЭКОНОМ МЕТОД с М73 таким методом работать ЗАПРЕЩЕНО (Январь 7.2+ не лочили, потому этот метод хорошо работает)
Ну начнём, для репрога Январь 7.2+ нам понадобится два резистора на полвата желательно импортные у них ножки тонкие и подминать пассотижами нет нужды они входят в отверстия платы блока спокойно, резисторы номиналом 1.8 кОМ.
Далее снимаем блок с автомобиля и несём домой либо в гараже, вскрываем его и дорабатываем для репрога поставив два резистора 1.8 кОМ в отверстия платы вот сюда.
Далее наши действия
1.Тумблер S1 это тумблер для имитации включения зажигания его выключаем.
2.Запускаем программу в ней выбираем наш блок, это либо м73 либо Январь 7.2+ и номер порта на котором висит наш K-Line адаптер, скорость порта оставляем как есть.
3.Всё подключено, программа запущена и настроена, включаем тумблер S1 и тут же кликаем в программе УСТАНОВИТЬ СВЯЗЬ, связь установили, далее кликаем СЧИТАТЬ FLASH и сохраняем нашу прошивку !
4.Если в блоке не прописан ИММО то желательно очистить EEPROM, значит кликаем ОЧИСТИТЬ EEPROM, если не получилось стереть то снова выключаем тумблер S1 и включаем его и кликаем УСТАНОВИТЬ СВЯЗЬ и пробуем снова.
5.Всё можно загрузить в блок нашу новую прошивку, кликаем в программе ЗАГРУЗИТЬ FLASH и указав путь к новой прошивке кликаем открыть (ВНИМАНИЕ кликнув открыть программа тут же начнёт прошивать блок)
Прошивка загружена, выключаем тумблер S1.
6.После репрога вынимаем резисторы, собираем блок и несём к автомобилю проверять плоды работы —
НЕ ЗАБЫВАЕМ СДЕЛАТЬ ИНИЦИАЛИЗАЦИЮ.
Вот схемка подключения к ЭБУ
51,53 контакт ЭБУ — Масса
71 контакт ЭБУ — К-Лайн
13 контакт ЭБУ — Включение зажигания (+12В)(подать в последнюю очередь).
12 контакт ЭБУ — Неотключаемое питание (+12В)
43 контакт ЭБУ — Разрешение программирования нужез для работы через Boot Loader процессора(+12В, через резистор порядка 4КОм)(подать до включения зажигания).
44,63 контакт ЭБУ — Питание главного реле (+12В)
На разъёме блока в нутри крайние контакты пронумерованы, от них отсчитываем нужные и подключаем
Попробуем разобраться как не наступить на грабли с блоком м73 не имея коммерческого программатора
РАБОТАЕМ отломом программы OPENBOX, она справляется достойно с ЭБУ М73 но не со всеми к сожалению, как правило Приоровский софт ЭБУ с чёрной точкой маркером на крышке (фото такого эбу прилагаю ниже) репрог не получится
Далее рассмотрим программы которыми многие пробуют работать с М73
Программа предназначена для блоков АВТЭЛ но думаю можно попробовать воспользоваться ей и с блоками ИТЭЛМА правда лично я не проверял на них её
Можно пойти путём просмотра версии бутлоадера, для этого есть програмка bootloader www.auto-bk.ru/forum/inde…ion=attach&attach_ >
Подключаться в обычном диагностическом режиме.
Программа для чтения версии бутлоадера в ЭБУ М11/М73, от Роя
Запрос параметра "Security access ID for ECU reprogramming".
На блоках без защиты ответ: 01 01 01 01
На блоках с защитой ответ: 02 01 01 01.
Можно посмотреть и определить в ней версию boot loader.В закрытых блоках boot loader всегда версии 2.05 и выше так как эта версии уже умеет закрывать процессор, правда с версией 2.06 уже шли процессоры все закрытые, а вот версия 2.04 не умела этого и потому блоки с ним открытые.Но стоит заметить, что блок с версией boot loader 2.05 может быть и открыт это и можно глянуть в этой же проге в Security access.
М73
Работа с даными блоками управления осуществляется вкладкой MIKAS 11/M73A или J72+/M73I.
MIKAS 11/M73A — только блоки управления M73 производства АВТЕЛ с ПО А308ХХХХ, А317ХХХХ, А373ХХХХ(далее ЭБУ M73A).
J72+/M73I — все остальные блоки блоки управления январь J72+/М73(далее ЭБУ M73I).
Все МИКАСы, ВАЗовские ЭБУ с ПО A308,A317 программируются через диагностический разъем на автомобиле (С розетки OBD 2 — На вазах, во время прошивки катушка начинает греться и выходит из строя ее нужно отключать !)
Далее даем на адаптер питалово, к-линию, включил зажигание и пишем.
Остальные ВАЗовские ЭБУ программируются только "на столе".
Подключение к ЭБУ:
12,13,44,63 — +12В
51,53 — Масса
71 — К-Линия
Подключаемся для репрога М73 ЯНВАРЬ 7.2+ так.
43 контакт нужен для репрога в режиме BSL ,с м73 это игра с огнём и потому работаем С М73 БЕЗ ДОРАБОТКИ ! Cоответственно потому из схемы 43 контакт убран.БЕЗ ДОРАБОТКИ блок не завалить, а вот в режиме BSL начав репрог лоченного ЭБУ проц под замену (.Люди говорят, что эта программа в режиме BSL откажется шить лоченный ЭБУ, лично я не пробовал и не советую лазить в М73 в BSL.
Подавать всё ПИТАНИЕ И К-LINE одновременно
У кого Windows 7 запускать программу в режиме совместимости с Windows XP SP3.
У кого Windows 10 говорят работает без всяких режимов совместимости.
На сегодняшний день на АвтоВАЗе серийно устанавливаются 2 принципиальных типа контроллеров ЭСУД:- BOSCH 7.9.7+ — М73
Принципиально ЭБУ построены на базе 16-ти разрядного процессораST10F273выпускаемого фирмой STMicroelectronics. Поговорим о М73.
Конфигурация1 производятся двумя заводами: НПО«ИТЭЛМА» и «АВТЭЛ». На сегодня это контроллеры перекрывающие линейку «переднего привода» ВАЗ: A(I)308DA02, A308DB03, A3028RA01, A3028RA01v2, A3028RA02,A(I)317DA02. | Конфигурация2 производятся двумя заводами: НПО«ИТЭЛМА» и «АВТЭЛ».На сегодня это контроллеры перекрывающие линейку «Классика»,«Приора»,«Калина»: A(I)327RB06, A(I)327RC07, A(I)373DA01, I303CE05. |
Конфигурации процессоров отличаются вариантами расположения на плате конфигурационных резисторов и соответственно совершенно разным софтом.
Конфигурация 1
Конфигурация 2
Визуально корпуса ЭБУ отличаются креплением крышки контроллера:
«Автел» — заклепки, «Ителма» -болт с гайкой.
Программно конфигурации ЭБУ отличаются сильнее.
Конфигурация 1:
Полный размер Флешь 917,504 кБ. Программно отличаются между собой главным образом бутлоадером (начальным загрузчиком).
Кроме того программисты «АВТЭЛ» ,дабы затруднить доступ к процессору контроллера для изменения его конфигурации, встроили в программный код защиту, которая не позволяет внешним загрузчикам попасть в первые четыре сектора внутренней памяти процессора и изменить ее содержимое.
На практике это означает, что при попытке залить в ЭБУ «Автэл» 1 конфигурации прошивки с другим бутлоадером (от «Ителмы» М73, Я72+, М73 от ЭБУ 2 конфигурации) сработает защита и ЭБУ «ляжет», т.е. перестанет функционировать как ЭБУ. С этой точки зрения хорошо работает CombiLoaderот SMS перед загрузкой осуществляется проверка соответствия прошивки ЭБУ и при ее отрицательном результате загрузка просто не осуществляется.
Конфигурация 2:
В этой конфигурации процессора совместимость ПО больше и проще. Все прошивки имеют одинаковый бутлоадер и достаточно «родственный» SOFT. Полный размер флешь589,824кБ.
На практике это означает, что прошивки с префиксом «А» и «I» одинаково просто загружаются во все типы ЭБУ М73 конфигурации 2 и работают в них, не забываем только о недостающих деталях по каналу ДД для 21067 если вдруг мы захотим использовать этот контроллер на Калине с соответствующим софтом конечно.
Данный тип конфигурации очень близок к Я72+ и является его логическим продолжением, поэтому контроллеры М73 данной конфигурации безопасно переделываются в Я72+.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ М73:
На сегодня имеются 3 загрузчика этих блоков, позволяющие программировать их без доработки. Этим способом можно программировать ЭБУ как «на столе» так и прямо на автомобиле через колодку диагностики. (тут необходимо сделать отступление и сказать, что при программировании через диагностическую колодку рекомендуется снимать разъем с катушки (катушек) зажигания, во избежание выхода из строя последних из-за особенностей самого ЭБУ при программировании). Лично я рекомендую не ленится и работать с ЭБУ «на столе». Все равно приходится лезть к блоку для протягивания впрысковых масс, спасибо отдельное заводу изготовителю за это.
Итак загрузчики:
Сразу надо оговорить, что загрузчики перечислены в порядке их безопасности, т.е.возможности «положить» ЭБУ и удобства работы с ними.
Второй способ программирования данных ЭБУ – программирование с доработкой:
Этот способ поддерживают все вышеперечисленные загрузчики и предоставляют такую возможность еще несколько довольно распространенных.
Суть способа состоит в переводе процессора ЭБУ в режим «BootMode» и использование загрузчика процессора самого программируемого ЭБУ.
Для перевода в этот режим необходимо подать «-12В» через резистор 4.7кОм – 10кОмна 104 ножку процессора и временно убрать резистор 8.2кОм со 105 ноги процессора.
Вариантов тут несколько:
Далее используя загрузчики, осуществляем программирование ЭБУ.
ВАЖНО!
Прошивки для этих типов ЭБУ могут быть в двух форматах: криптованном (281кБ для Автела и 287кБ для Ителмы конфигурации 1 и 191кБ и188кБсоответственноконфигурации 2) и развернутом (FULL – 896кБ дляконфигурации 1 и 576кБ дляконфигурации 2). Развернутый формат у ителмы и автела имеет одинаковый размер.
Производитель оборудования для чип-тюнинга SMS, дабы «привязать» пользователя к своему оборудованию использует свернутый формат, своего рода архиватор, который понимают его редактор калибровок СТР-6 и загрузчик Combiloader.
Кроме Combiloaderа с криптованным форматом умеет работать загрузчик отТрэйд-М.
Остальным загрузчикам требуется полноразмерный формат прошивки.
После перепрограммирования не забываем восстановить исходную конфигурацию процессора.
Надеюсь, что эта публикация поможет начинающим чип-тюнерам при работе с ЭБУ М73 и сбережет нервы и средства, защитив их от неправильных действий.
О возможности восстановления блоков и структуре памяти ST10 поговорим попозже, т.е. продолжение следует.