В 1997-м году была выпущена Alpina B10 3.2. Она позиционировалась, как конкурент BMW 540i, но при этом дешевле, комфортабильней, эксклюзивней и быстрее. На тестах журналисты отметили, что за счет более легкого двигателя Alpina B10 3.2 оказалась более маневренной, чем 540-я.
Alpina B10 3.3 это приемник Alpina B10 3.2, отличавшийся объемом двигателя и тем, что был построен на базе рестайлинговой пятерки.
Обе машины имели доработанный двигатель 2.8 литра. За счет увеличения объема, установки облегченной поршневой, увеличению компрессии и перенастроенному блоку управления впрыском удалось получить 260 л.с. и 330 Нм., у 3.3 литровой модели было 280 л.с. разгон до сотни занимал 6.5 и 6.3 секунд.
Коробка передач была одна, 5-ти ступенчатая механика.
Подвеска у обеих моделей была одинаковая, с другими пружинами и амортизаторами и уменьшенным клиренсом. На фирменные разноширокие диски одевалась резина 235/40 и 265/35.
Alpina B10 V8 бизировалась на BMW 540i. Т.к. M60-е моторы были алюминиевые, то просто взять его и расточить нельзя. Стенки цилиндров покрыты специальным защитным слоем, Nicasil (позже Alusil). П.э. Альпина увеличила объем до 4.6 литра и гильзовала мотор. Заменили поршневую, перепрограммировали блок управления впрыском, увеличили диаметр впуска и выпуска. И в итоге получили 340 л.с. и 470 Нм. После рестайлинга за счет Vanos удавлось увеличить мощность до 347-ми л.с. и 480 Нм. Разгон до сотни у Alpina B10 V8 занимал 5.9/5.7 секунд.
Подвеска была доработана. Тормозная система усилена. Фирменные колесные диски на 18 дюймов обуты в резину 235/40 и 265/35.
В салоне так же было много отличий, начиная от спортивных сидений и фирменного руля и до приборной панели с размеченным до 320-ти км/ч спидометром. На кузов добавили новые спойлеры.
Alpina B10 V8 стала самой массовой Альпиной аз все время, было продано 1300 шт. Но за годы выпуска 347 л.с. стало не достаточно и была выпущена Alpina B10 V8S, у нее был увеличен до 4.8 литра объем и 375 л.с. Разгон до сотни стал занимать 5.4 секунды. Позже сама BMW взяла его за основу для Х5 4.8is.
Подвеска у Alpina B10 V8S стала чуть жестче, но не на много, что бы не потерять комфорта на 19-ти дюймовых дисках.
Alpina D10 BiTurbo — это продукт совместной разработки BMW и Alpina. Впервые Альпина занялась дизельными моторами. И в итоге получила самый продвинутый дизель своего времени. Унего было 3 литра, 2 турбины, система впрыска на 1600 бар, и получила 238 л.с. (у БМВ было 184 л.с.).
Коробки передач были как механические так и автоматические. Разгон до сотни занимал 7.2 сек.
По подвеске, салону и кузову изменения были такие же как и у других Альпин.

Until the surprising appearance of the BMW E39 M5 at the 1997 Frankfurt Auto Show, the top model of the 5 Series family was the …

Until the surprising appearance of the BMW E39 M5 at the 1997 Frankfurt Auto Show, the top model of the 5 Series family was the BMW E39 ALPINA B10 V8. This year, the strong and unobtrusive sedan from Buchloe turns 20 years. Their series production began in January 1997 and was continued with a total of two model revisions until 2002, including an enlarged 4.8 liters displacement.

The BMW 540i was produced with Steptronic and ALPINA-specific preparations at the plant Dingolfing, and later the vehicles came to Buchloe to get there the transformation to the B10 V8. The vehicle was fundamentally modified and a new car was created in many respects. At the core is the drive: the BMW M62 engine received a stroke elevation increase to 4,619 ccm by adapting the bore (93 mm) and stroke (85 mm), under the code F3 at ALPINA.

At the cylinder head, the valve seats are changed, ducts are machined and the inlet cross-section is increased by three percent as is the case with sports engine construction. The camshafts have an opening angle of 241 degrees at the inlet and 236 degrees at the outlet. At the crankshaft, weight-optimized sintered connecting rods and light aluminum pistons from Mahle are used. The compression is increased to 10.5: 1. The engine control unit comes from Bosch and is of the Motronic M5.2.1 type. The maximum engine speed can be increased by the hardware to 6,700 rpm. The effectively reduced emissions are dissipated via the two-burner exhaust system from Boysen with a total of six metal catalysts from Emitec.

The BMW ALPINA B10 V8 was below the EU II standard at the time and even maintained the D3 standard. This gave the vehicle registration tax benefits. The effort culminates in 340 hp at 5,700 rpm and 470 Nm at 3,800 rpm. The average piston speed is 16.2 m/s and the effective average pressure, which defines the efficiency of an internal combustion engine, is 12.8 bar – an excellent value even in the competition field.

The ALPINA B10 V8 of type E39, unlike its predecessor B10 4.6 E34, was only available with an automatic transmission. The ZF five-speed automatic transmission 5HP24 features newly programmed shift programs and the SwitchTronic circuit. This means that the inserted drive stages can be changed via buttons on the rear of the steering wheel.

The braking system and the aluminum gear were also modified. The spring hardness was increased by 20 percent. The lowering of 20 millimeters was moderate. A specialty of ALPINA are the large light-alloy wheels with 20 inch spokes. On the front axle are 8 inch wide rims in 18 inch format, on the rear axle -9 inch width wheels. A special highlight of these wheels were the invisible valves for adjusting the tire pressure which are hidden behind the lockable wheel cover.

ALPINA traditionally uses Michelin tires on its models. In 1997, the Pilot SX MXX3 tires with the dimensions 235/40 R 18 and 265/35 R 18 was wrapping the wheels. Optionally, the future B10 V8 driver could also order a set of ALPINA rims for 1,500 Deutsch Marks, in which the wheel spiders and the rims themselves are connected with 20 titanium screws. These wheels came from BBS.

In addition to the large wheels, another distinctive feature of the 5 Series by ALPINA is the subtle front spoiler. Optionally, the B10 V8 sedan also has a rear wing mounted, which reduces the lift at 180 km/h by 72 percent.

The combination of a powerful V8 engine, shorter transmission ratio (3.15: 1) and a lower vehicle weight of 1,660 kilograms – according to the DIN standard – allow impressive driving performance. The BMW ALPINA B10 V8 of the first series with a top speed of 277 km/h. The acceleration from the stand to 100 km/h pace is done in 5.9 seconds.

The standard equipment of the BMW ALPINA B10 was tidy, but not lush. For example, automatic climate control, sports seats with dark anthracite colored fabric cover and blue-green stripes, eight airbags, the Dynamic Stability Control DSC III and, of course, the silvered ALPINA type plate with serial number on board, were just some of the features available to customers. Bright xenon lights, special lacquering in ALPINA Blau Metallic or one of the possible leather equipment like Montana, Nappa, Buffalo, Lavalina or Alcantara were always an extra cost.

For the B10 V8 of the first series , ALPINA received 490 orders for the limousine and 82 for the touring. With the use of the engine base M62TU (variable camshaft control VANOS), the engine output of the F4 engine increased by 7 hp and the torque by 10 Nm. The differential also received an adjustment to 3.08: 1. The top speed improved slightly to 279 km/h. On the outside the revised 5 Series can be recognized by slightly altered exterior mirrors. By July 2000, a total of 364 limousines and 122 Touring were built.

In September 2000 there was a further update to the B10 V8 due to the adaptation of the exhaust gas standard to the EU III standard. The engine power of the F4 remained unchanged, but the acceleration performance improved to 5.5 seconds from 0 to 100 km/h. From the third variant until the beginning of 2002, 207 sedans and 44 touring were sold.

For the next iteration, the already mentioned, B10 V8S F5 engine made 375 hp and 510 Nm of torque. 145 sedans and and 43 tourings were sold.

5 Серии E39: образец сдержанности

Аслан Антонов. Фото из исторического архива ALPINA (ALPINA Historisches Archiv).

В среде автомобильных энтузиастов и знатоков имя ALPINA традиционно связывают с мощностью и скоростью. На протяжении длительного времени некоторые версии BMW ALPINA 5 Серии относились к быстрейшим бизнес-седанам планеты. В частности, это модели B7S Turbo (E12) [1] и B10 Bi-Turbo (Е34) [2] . В 1997 году «АЛЬПИНА» даёт жизнь «пятёркам» Е39, среди которых тоже была самая скоростная модель в мире в своём сегменте. Само по себе появление BMW ALPINA 5 Серии в кузове Е39 неудивительно. Особенно с точки зрения поддержания традиции. Интересно другое…

Изучая присланные с завода материалы по «пятёркам» E39, я впервые столкнулся со сжатым толкованием своего бренда самими «альпиновцами». Так вот, ядром философии этого малого производителя является английское слово understatement, которое можно перевести как сдержанное высказывание . Используя его, ALPINA показывает, что машины этой марки [3] изготавливаются для людей, чьё материальное благополучие является скорее средством, а не целью. Таким образом, мощь автомобилей BMW ALPINA становится для их владельцев образцом сдержанности и метафорическим воплощением жизненного успеха и благосостояния.

В начале 1997 года ALPINA начинает производство модели B10 V8, на которой немецкий производитель представил 8-цилиндровый силовой агрегат объёмом 4,6 литра и мощностью 340 лошадиных сил, 470 ньютон-метров максимального крутящего момента достигались при 3 800 об/мин. На тот момент, данный мотор являлся у ALPINA одним из самых эффективных. Этому, среди прочего, способствовало эффективное среднее давление, равное 12,8 бар (отличный показатель для безнаддувных двигателей). На сто километров пути седан B10 V8 потреблял в среднем 13,4 литра топлива. Мотор сочетался исключительно с 5-ступенчатой автоматической «коробкой» фирмы ZF и среди её функций была самонастраивающаяся система управления (AGS) [4] . Кроме этого, водитель мог вручную переключать передачи при помощи функций Steptronic и SWITCH-TRONIC: первая применялась при работе с селектором, вторая активировалась кнопками, расположенными на обратной стороне руля.

Система динамического контроля устойчивости (DSC III) в сочетании с шинами MICHELIN Pilot SX MXX3 обеспечивала высокую устойчивость движения. Однако здесь необходимо привести фрагмент описания DSC, включённого в техническую энциклопедию по базовому седану BMW 5 Серии: «Система, правда, не может отменить действие законов физики. Поэтому, выбор стиля вождения по-прежнему остается на совести (курсив мой – А. А. ) водителя». Седан BMW ALPINA B10 V8 ускорялся с места до сотни за 5,9 секунд, максимальная скорость превышала 275 км/ч. В последующие годы B10 V8 становился мощнее и быстрее [5] .

Перейдём к шестицилиндровым модификациям. Как уже было отмечено в начале материала, поклонники и владельцы BMW ALPINA устойчиво ассоциировали машины этой марки с мощью. И вот, летом 1997 года модельный ряд «пятёрок» пополняется версией B10 3,2. В сравнении с B10 V8, она обладала меньшей отдачей мотора и возник вопрос, зачем ALPINA нужна такая модель. Ответ кроется в том, что спортивная машина не обязательно означает мощная. На примере В10 3,2 было продемонстрировано, что и при 260 силах можно добиться достойных характеристик. Здесь важную роль играл ещё и вопрос снижения массы. Шестицилиндровый В10 3,2 был примерно на 130 килограммов легче модели с двигателем V8. Лёгкости в управлении также способствовали алюминиевые компоненты ходовой части.

Работа мотора отличалась уравновешенностью. Силовой агрегат был избавлен от воздействия момента инерции. Это заслуга рядного расположения цилиндров. А также, на самых высоких оборотах у двигателя [6] отсутствовали вибрации. Максимальный крутящий момент (330 ньютон-метров) достигался при 4 300 «оборотах». В гамме «Альпиновских» «пятёрок» В10 3,2 являлся одним из самых интересных с точки зрения спортивной управляемости, поскольку лёгкий мотор сочетался только с механической коробкой передач. Седан разгонялся с места до 100 км/ч за 6,5 секунд, километр с места преодолевал за 26,8 секунд, максимальная скорость составляла 260 км/ч. Средний расход топлива равнялся 10,2 литрам на 100 километров пути. BMW ALPINA B10 3,2 понравился клиентам и за девять месяцев 260 таких моделей обрели своих владельцев.

Наследника B10 3,2 начали собирать под названием B10 3,3 с февраля 1999 года. Из цифрового обозначения становится понятным, что объём двигателя возрос до 3,3 литров. Это было достигнуто за счёт увеличения хода поршня, что, наряду с применением полностью новых систем впуска и выпуска, дало прибавку в мощности и тяге (в 20 сил и 5 Нм соответственно). Мотор способен был «крутиться» до 7 200 об/мин. В списке оснащения для B10 3,3 появляется автоматическая пятиступенчатая трансмиссия с функцией SWITCH-TRONIC. С ней седан ускорялся с места до 100 км/ч за 6,8 секунды. С «механикой» получалось на полсекунды быстрее.

Вернёмся к восьмицилиндровым моделям. За годы своего производства B10 V8 стал одним из самых успешных автомобилей от ALPINA. К марту 2002 года «АЛЬПИНА» реализовала более 1 300 данных модификаций! В том же году была представлена топ-модель «пятёрок» BMW ALPINA в кузове Е39, а именно 375-сильная версия B10 V8 S.

Ключевым компонентом мотора этого автомобиля стал новый блок-картер. Его применение увеличило ход поршня на четыре миллиметра (до 89 миллиметров) и дало прирост в объёме (до 4,8 литров). На литр рабочего объёма приходилось 105 Нм, максимальная тяга в 510 ньютон-метров достигалась при 3 800 «оборотах». Мотор BMW ALPINA B10 V8 S сочетался только с 5-ступенчатым «автоматом» с функцией SWITCH-TRONIC. Стоит отметить, что при движении с активированной SWITCH-TRONIC, для экономии топлива [7] . использовалась принудительная блокировка трансформатора.

По динамическим характеристикам B10 V8 S вполне мог поспорить за лидерство с солидными спорткарами того времени. С места до сотни седан уходил за 5,4 секунды, километр с места преодолевал за 24,7 секунды, максимальная скорость составляла 284 км/ч. С такими параметрами к тормозной системе предъявляются повышенные требования. За 19-дюймовыми алюминиевыми дисками на передней оси у B10 V8 S скрывались новые перфорированные тормоза с четырёхпоршневыми суппортами, которые «АЛЬПИНА» разработала в сотрудничестве с итальянскими специалистами из BREMBO. Диаметр тормозных дисков составлял 360 миллиметров.

Была у ALPINA ещё одна звезда в модельном ряду Е39. Это дизельный D10 Bi-Turbo. Звездой его можно назвать по той причине, что на момент своего появления он был самым быстрым дизельным бизнес-седаном планеты.

Идея о создании D10 Bi-Turbo пришла в результате автоспортивного успеха. В 1998 году Бофензипен, Штук, Менцель и Дюз одержали победу на автомобиле BMW 320d с 2-литровым 4-цилинровым дизельным двигателем в 24-часовой гонке на Нюрбургринге. Этот выигрыш и послужил импульсом к появлению «Альпиновской» дизельной «пятёрки». На стадии разработки инженеры решали, какой именно «дизель» разместить под капотом. Существовало два варианта – 3,9-литровый V8 или 3-литровый V6. В итоге остановились на втором (245 сил мощности и 500 Нм тяги), поскольку он наиболее эффективно подходил как по экономичности, так и по динамическим параметрам. Расход дизеля за городом у седана с 6-ступенчатой «механикой» GETRAG составлял всего 6,1 литра на 100 километров пути, средний – 7,5 литров. Самый динамичный вариант D10 Bi-Turbo – это модификация с автоматической коробкой передач ZF и функцией SWITCH-TRONIC: максимальная скорость равнялась 254 км/ч, разгон с места до сотни – 6,8 секундам.

BMW ALPINA B7 S Turbo (E12)

[1] это модели B7S Turbo (Е12)… – BMW ALPINA B7S Turbo производился с ноября 1981 по май 1982 года. Выпуск модели был ограничен 60 экземплярами. Седан оснащался 3,5-литровым турбомотором мощностью 330 лошадиных сил. В качестве трансмиссии применялась 5-ступенчатая механическая «коробка» фирмы ZF. Максимальная скорость составляла около 260 км/ч, на ускорение с места до сотни уходило 5,9 секунд. В данной модели водитель мог регулировать давление наддува в пределах от 0,45 бар до 0,9 бар, варьируя отдачу мотора от 250 до 330 сил. Эта мера по ограничению мощности позволяла, среди прочего, эксплуатировать машину в странах с низким качеством предлагаемого топлива.

BMW ALPINA B10 Bi-Turbo (E34) и самолёт #171;Конкорд#187;

[2] и B10 Bi-Turbo (Е34)… – BMW ALPINA B10 Bi-Turbo выпускали с августа 1989 по март 1994 года. На тот момент это был быстрейший бизнес-седан планеты. Мощность мотора равнялась 360 силам, максимальная скорость превышала 290 км/ч.

[3] машины этой марки… – то есть, не только BMW ALPINA 5 Серии, но и другие модели данного производителя.

[4] самонастраивающаяся система управления (AGS) – её смысл заключался в способности, в режиме самообучения, выбора наиболее оптимальной ступени. В своей работе AGS исходила из определённого ряда ездовых параметров, среди которых – положение педали газа.

[5] В последующие годы B10 V8 становился мощнее и быстрее… – с октября 1998 года мануфактура ALPINA начинает выпуск B10 V8 с типом двигателя F4, который был экономичнее прежнего F3, на семь лошадиных сил мощнее и прибавил в тяге 10 ньютон-метров. Предельная скорость четырёхдверного B10 V8 с данным мотором составляла 279 км/ч. Эта же модель, но выпускавшаяся с сентября 2000 года, разгонялась с места до сотни за 5,5 секунд. Это на 0,4 секунды быстрее, чем раньше.

[6] у двигателя… – техническая начинка мотора включала такие элементы, как оптимизированный по весу и трению привод клапанов с гидравлическим регулированием зазора и двумя верхними пятиопорными распредвалами, а также установленный на семи опорах коленчатый вал и лёгкие поршни MAHLE. Кроме этого, в модели использовались однодисковое диафрагменное сцепление с автоматической регулировкой рабочего зазора и двухдисковый маховик.

[7] для экономии топлива … – средний расход топлива у седана B10 V8 S составлял 12,7 литра на 100 километров пути.