Первое, что напоминает о ценовой нише автомобиля в салоне Волги 3110 — блок управления печкой с ползунками. Уверен, каждый задумывался о том, как бы его поменять на более современное решение с крутилками. Тем более, что оно есть в заводском исполнении.

Завод любезно сделал альтернативный блок управления печкой. К сожалению, в виде климат-контроля. Почему к сожалению? Задумайтесь, сможет ли завод, который за 70 лет не осилил нормальное изготовление отопителей, сделать рабочий КЛИМАТ-КОНТРОЛЬ? Конечно нет.

Недостатки блока 31107

1) Дорогой — от 5 т.р. без тросов и блока регулировки скоростей (еще 900р). Тросы отдельно не продаются.
2) Ненадежный — проблемы с поддержанием заданной температуры есть даже у новых блоков. Некоторые владельцы прямо пишут — работает только в режиме минимум/максимум.
3) Не ремонтопригоден (если вы не любитель паять). Даже подсветка (лампы накаливания) впаяна. Как менять? Конечно паять!

4) Шумный. Да, кто-то додумался для измерения температуры салона поставить там микро-крыльчатку заборка воздуха. Какого она качества, если оказалась дешевле жгута проводов для выносного датчика измерения температуры? Соответствующего.

5) Страшный. Давайте называть вещи своими именами. Помимо пыльной решетки вентилятора для мотора из пункта выше, на блоке красуется 2 фальш-кнопки. А в версиях с кондиционером 2 светодиода. Зеленых? Нет, красных. Но подсветка ведь зеленая? Кого это заботит, светодиоды КРАСНЫЕ.

1) Современный (для 2005 года)
2) Есть подсветка
3) Количество скоростей печки соответствует классу автомобиля.
4) Четкая регулировка положений заслонок

Совместимость со старым салоном 3110

Кто-то на драйве ввел моду ставить печку от 31107. Якобы там улучшенная производительность, радиатор стоит как надо, да еще и как удачно — за крышкой бардачка! Менять можно каждые выходные. Фотоотчетов и инструкций на это тему масса. А что делать, если хочется просто взять и поставить красивый блок управления печкой 31107 с крутилками на старую рабочую печку 3110 без снятия торпеды и сверления моторного щита?

Никакой информации на этот счет я не нашел. Потому заказал у TURBO-SIMPSON блок в сборе с панелью магнитолы.

Первая новость — хорошая. Крепежные панели 3110-5325314 одинаковые.

А вот тросы разные. Со стороны печки взаимозаменяемы полностью, но к блоку управления крепятся по-разному:

Потому желающим перейти на крутилки нужно купить всего 2 детали — блок тросов в сборе с тросами и сам блок крутилок 31107-8121020. Каталожный номер 8121036 блока тросов не пишу, т. к. в продаже ни в каких каталогах он не числится.

Стоит учесть, что новый блок значительно толще старого:

Потому моя магнитола от Daewoo Nexia просто не влезла с новым блоком.

Самое сложное — выкорчевать старый блок управления. Для этого (если не снимать торпеду) потребуется снять крепежную панель 3110-5325314. Она держится на 4 саморезах под ключ на 8.

Старый блок крепится 2 тросами к печке и 1 тросом к крану под капотом. Я переживал, что тросы зажимаются около заслонок какими-нибудь винтиками м4 с гайками и гроверами и все это находится в таком месте, что подобраться не реально. Оказалось, что здесь полный порядок — тросы на таких же защелках, как на блоке управления. Демонтаж старого блока — 1 минута. Монтаж нового — 2 минуты (регулировка тросов).

Блок тросов фиксируется к крепежной пластине брутальными защелками. Быстро и надежно. Блок крутилок по габаритам выполнен так, что вплотную прилегает к 4 сторонам декоративной накладки и фиксироватся к ним на честное слово. Прижимается вся конструкция центральной крутилкой, одевающейся на ось блока тросов, проходящую сквозь блок крутилок.

Примечание. Из-за 2DIN магнитолы, у меня отсутствует перегородка печка-клавиши. К слову, это никак не влияет на надежность установки блока печки.

Что можно подключить

1. Крутилка левая. Очевидно, что без сервопривода заслонки подмешивания воздуха (которой на печке 3110 нет) климат-контроль не будет работать должным образом. Так-же очевидно, что найти рабочий блок климата — большая удача (мне достался сгоревший). Ну и не забываем про ненадежный электрокран под капотом, который многие заменяют на шаровый сантехнический. Вывод — заморачиваться не рентабельно.

2. Крутилка центральная. Прекрасно работает. Перед установкой лучше механизм смазать, т. к. до вас этого никто не делал.

3. Крутилка правая. Я предполагал, что блок климата содержит переключатель на 4 положения, как на ВАЗ, к которому можно подключить блок сопротивлений и пользоваться для регулировки скорости мотора печки 3110. Все оказалось гораздо хуже. Блок крутилок конвертирует сигнал от крутилки и по голубому проводу передает его в БРС, который в свою очередь регулирует скорость мотора. Итого, 2 микросхемы в блоке крутилок + 1 в БРС. Естественно, нормально эта цепочка не заработает, учитывая б/у статус запчастей. Вывод — заморачиваться не рентабельно.

4. Подсветка. Ну уж хотя бы подсветку то можно подключить, думал я. Все ж наряднее получится, чем старый частокол во тьме. Подаем «+» на желтый провод и… Ничего. Перегорели все 4 впаяные лампы подсветки. Вывод — аккуратно вынимаем из блока крутилок плату МК 4573.9136 за 5 тысяч и отправляем её в мусорную корзину. Там ей место.

Что делать дальше

Колхозить подсветку из светодиодной ленты и шим-регулятор мотора печки. Об этом в следующих выпусках. Не переключайте канал.

Нет ничего вечного и совершенного. Даже когда речь заходит об отечественной практически классике в лице автомобиля ГАЗ 31105 Волга.

Владельцы старой Волги 3110 во многом завидуют обладателям версии 31105 из-за их печки и блока управления. Здесь он электронный, а не основан на обычных рычажках. Но и с таким блоком возникают проблемы.

При выходе из строя компонентом управляющего блока, ответственного за отопитель на Волге 31105, его потребуется демонтировать. Но не забудьте предварительно проверить предохранители, состояние аккумуляторной батареи, того же электровентилятора.

Ведь далеко не всегда в отказе печки виноват сам блок. Если же все другие возможные причины удалось исключить, и проблема в органах управления отопителем, его придётся снимать и ремонтировать. Либо же менять полностью, что зависит от конкретных обстоятельств и возникших неисправностей.

Демонтажные работы

В подавляющем большинстве случаев, когда отказал блок управления печкой, его приходится снимать.

Но полный демонтаж не так прост, как может показаться. Для начала следует учесть, что процедура снятия элемента отличается, в зависимости от того, какого года выпуска ваш ГАЗ 31105.

Чтобы демонтировать блок, сначала снимаются ручки управления. Делается это вручную, или можно помочь себе немного, поддев их плоской отвёрткой. Только не сломайте пластик. Далее аккуратно вынимается сам блок с платой. Для его разборки просто отжимаются усики крышки, и вы получаете доступ ко внутреннему пространству блока управления.

Но можно пойти дальше, демонтировав весь узел с разъёмами, тросиками и пр. Здесь официальное руководство по эксплуатации предлагает следующую последовательность действий:

  • отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи, чтобы обесточить автомобиль;
  • открутите пару винтов и уберите накладку с приборной панели;
  • снимите поворотные ручки на блоке управления, потянув их руками на себя;
  • на накладке блока управления открутите винты фиксации, немного оттяните накладку и отключите разъёмы;
  • открутите ещё пару винтов, которые крепят блок управления;
  • извлеките блок и отключите многоконтактный жгут с проводами;
  • снимите выключатель вентилятора из самого блока;
  • с помощью отвёртки отогните язычки и снимите крышку с платы;
  • надрежьте зажимы крепления тросов;
  • освободите тросики из зубчатой ленты и вытащите их.

Для обратной сборки выполняется те же процедуры, только в зеркальной последовательности.

Разбирая узел, его можно параллельно проверять, тестировать мультиметром или другим прибором, а также менять вышедшие из строя компоненты.

Суть демонтажных работ вы уловили. Теперь следует разобраться с потенциальными неисправностями и особенностями их устранения.

Поскольку здесь используется уже электронная схема управления печкой ГАЗ 31105, придётся затронуть вопрос платы и некоторых элементов электроники.

Нет ничего сложного в снятии и замене тех же тросов, крутилок и переключателей. Просто извлекаете с посадочных мест сломанные компоненты, и на их место ставите аналогичные новые.

Куда проблематичнее, если отопление не работает по причине отказа или неполадок в электронике. Тогда управляющий блок придётся разбирать, проверять и искать, в чём же причина и как устранить неисправность.

Проблемы с блоком управления

Характерной неполадкой, непосредственно связанной с блоком управления отопителем на ГАЗ 31105, является ситуация, когда печка включается на обогрев, но из неё дует холодный воздух. Причём сначала может поступать горячий поток, но спустя некоторое время переходит вновь в холодный режим.

На Волге 31105 используется далеко не самый простой отопитель. Ответственным за контроль температуры в салоне стала электроника. Потому проблему придётся искать среди электронных датчиков, которые может замкнуть или они просто вышли из строя.

Не лишним будет узнать о нюансах управления климатическим блоком. Если водителю необходимо переключиться с холодного обдува на горячий, либо в обратном направлении, сначала до упора крутится левая крутился, а затем возвращается в нужное положение напротив требуемой цифры.

Температуру в салоне на Волге 31105 отслеживает температурный датчик, который разместили непосредственно на панели управляющего блока. Он передаёт команды на исполнительные механизмы заслонок воздуха, которые будут направлять потоки через радиатор печки, либо в обход. Плюс открывается кран отопителя. Если у вас кран и заслонки работают хорошо, что отчётливо слышно, когда двигатель выключен, то нужно смотреть и наверняка менять датчик.

Согласно описанной выше инструкции, снимите блок управления отопителем и получите доступ к плате. Под ним можно наблюдать картину, где поверх датчика лежит внушительная по толщине шума из пыли, грязи или сажи. Этот слой прекрасно проводит ток, а потому ножки датчика легко способен замкнуть при благоприятных для этого обстоятельствах. Ещё посмотрите на головки винтов электронной платы, которые перекрывают токопроводящую дорожку печатного монтажа. Здесь тоже есть вероятность замыкания.

Проводка от вентилятора на ГАЗ 31105 скручивается в жгут, который придётся проверить и при необходимости прозвонить. Даже визуальный осмотр порой даёт понять, что не так в этом узле.

Если других подозрений нет, начните с обычной чистки датчика и платы. Сначала избавьтесь от загрязнений, после чего обработайте поверхности спиртом. Сами оголённые ножки датчика, участки платы и провода можно изолировать. Для таких задач отлично подойдёт прозрачный лак. Под головки винтов рекомендуется поставить шайбы из изоляционного материала.

Когда блок сгорает, его можно менять полностью. Но отыскать его не так просто, плюс стоимость нового узла довольно высокая. Некоторые экономят, и отказываются от полноценной электроники. В итоге автомобилисты и владельцы машин ГАЗ 31105 переходят на альтернативное управление ручного типа. Для его организации берут пару клавиш от электростеклоподъёмников, а также пару лампочек. По схеме их соединяют и располагают в наиболее удобном для водителя месте.

В такой ситуации достаточно для открытия или закрытия крана печки нажать на нужную клавишу и дождаться, когда засветится лампочка.

Воздушная заслонка будет управляться второй кнопкой. А чтобы получить промежуточное положение, используются короткие включения.

Есть ли смысл переходить с электронного управления на ручное, вопрос достаточно спорный. Но поскольку многие идут именно таким путём, в подобном решении очевидно есть смысл.

Неисправность переключателя скоростей обдува

Наверняка многим владельцам автомобилей ГАЗ 31105 знакома проблема, когда выходит из строя переключатель скоростей вентилятора системы обдува в составе отопителя.

И главная неприятность заключается в том, что отдельно его купить невозможно. В продаже подобный элемент не встречается. То есть нужно тратить значительно больше денег, и покупать новый блок управления печкой. Ситуация странная, но искать выход из неё нужно, если не хотите расстаться с внушительной суммой из своего бюджета.

Решение было найдено. Причём оно довольно необычное, но крайне эффективное. А самое главное, что требует минимальных финансовых затрат.

Суть заключается в том, что в составе блока управления на Волге 31105 используется переключатель, аналогичный переключателю температуры на автомобилях ВАЗ 2110, и всех его модификациях.

Переключатель доступен в продаже, стоит значительно меньше принадлежащего Волге. Плюс ещё одна интересная особенность: на переключении температуры в Волге стоит такой же элемент управления.

В действительности речь идёт об обычном переменном резисторе, который можно снять или купить с ВАЗа, и припаять на свою Волгу. Также автоумельцы отмечают, что с таким же успехом применяться переключать от Приоры.

Оголённые и повреждённые провода, разорванные тросики, механические поломки кнопок, крутилок или переключателей. Всё это возможно в случае с блоком управления отопителем на автомобилях ГАЗ 31105. Некоторые неисправности устраняются путём ремонта, изоляции и даже склейки пластиковых компонентов. В других случаях меняют элементы блока, а порой даже устанавливают новую плату.

Если вы точно уверены в поломке блока печки, и при этом не хотите тратить время на ремонт, но готовы потратить деньги, просто купите новое управление отопителем для модели ГАЗ 31105 в сборе, и установите его на место старого. На этом все проблемы точно будут решены.

Печка на Волге 31105 откровенно неплохая. Да, она имеет свои недостатки и заводские недоработки. Но это неотъемлемая часть любого автомобиля, начиная от самых бюджетных, заканчивая элитными иномарками. ГАЗ 31105 выигрывает в том, что здесь можно проводить модернизацию, доработку и заниматься ремонтными работами, не вкладывая большие деньги, получая отличный результата.

Доводим отопитель ГАЗ-31105: Холодно-горячо

К такой системе, когда владелец отдает машину в ремонт и, заплатив деньги, вскоре получает исправной, мы, видимо, придем еще не скоро. Если «отдать» и «заплатить», как правило, проблем не бывает, то с последним — собственно отремонтировать автомобиль, очень часто возникают трудности. Даже в гарантийный период.

На этот раз «врачу» пришлось «исцеляться самому» — помощь потребовалась редакционной «Волге» с американским двигателем. После нескольких визитов в гарантийный автосервис стало ясно, что особой помощи ждать от него не приходится. Как текла вода сквозь уплотнитель лобового стекла, так и течет. Мост как выл, так и воет. Но это проблемы всесезонные, а когда на дворе зима, больше всего беспокоит работа отопителя. В первый момент включения «печки» из нее шел горячий воздух, но через несколько секунд сменялся холодным. И так — при каждом повороте регулятора температуры.

На «Волге» с «Крайслером» отопитель не простой: за температурой в салоне следит электроника. Не надеясь более на сервис, решили искать электронного «клопа» самостоятельно.

Алгоритм управления климатом довольно своеобразен: чтобы перейти с «холода» на «тепло» или наоборот, левую «крутилку» нужно повернуть до упора в нужное положение, а затем вернуть на желаемую цифру. За температурой в салоне следит датчик на панели блока управления. Он дает команду исполнительному механизму воздушной заслонки, направляющей поток сквозь радиатор отопителя или в обход его, и открывает кран радиатора. Если кран и заслонки работают (это слышно при заглушенном двигателе), значит, неисправен датчик.

Снимаем ручки блока управления, вынимаем сам блок и, отжав «усы» крышки, разбираем его. «Клопов» здесь оказалось аж три, и каждый мог парализовать работу системы. Чтобы не выяснять, какой именно вредил в нашем случае, избавляемся от всех сразу.

Датчик покрыт толстой шубой из пыли и сажи. Этот токопроводящий слой вполне мог замкнуть его голые ножки. Головки винтов платы перекрывают токопроводящие дорожки печатного монтажа и тоже могут замыкать их — еще один возможный вариант.

Облуженные провода вентилятора, прогоняющего воздух через датчик, скручены в жгут. Между вентилятором, датчиком и каналом подвода воздуха к датчику — зазоры: не известно, какой воздух омывает датчик и, соответственно, чью температуру он измеряет.

Плату и датчик промываем спиртом, оголенные ножки, провода и участки платы изолируем — покрываем лаком, а под головки винтов ставим изолирующие шайбы. Чтобы гарантировать просасывание «нужного» воздуха через датчик, между заборником, платой и вентилятором ставим прокладки из двустороннего скотча.

Наш блок управления отопителем оказался исправным, и после сборки отопитель заработал как надо. Но, видимо, не всем везет: отечественная электроника — вещь капризная.

Если блок сгорел, а экспериментировать за свой счет желания нет, можно решить эту задачу иначе: перейти на альтернативное, «ручное» управление. Понадобятся две клавиши электростеклоподъемников и две лампочки. Соединяем их согласно схеме и устанавливаем в любом удобном месте.

Теперь, чтобы открыть или закрыть кран отопителя, нажимаем на соответствующую сторону клавиши, пока не засветится нить лампы (она будет гореть вполнакала).

Управление воздушной заслонкой — аналогичное, второй клавишей, а промежуточные положения достигаются короткими включениями (лампа при этом не горит).