Волею судеб пришлось поэкспериментировать на своей машине. Предыстория такова…

Когда-то давно, еще до своего свапа, я приобрел блок управления АКПП от Elgrand 2WD (номер 31036-VE300) и хотел поставить его себе. В отличии от блока управления 4WD, этот имеет меньшие габариты, не содержит проводов для управления электронной раздаткой и выглядел более привлекательно для замены ZD-шного блока. Блок я приобрел, но фишку под него найти не смог и поставил себе блок 4WD. А этот до недавнего времени лежал и ждал своей участи.

Приехала очередная машина на свап ZD30 на QD32. Мотор приехал от заднеприводного Elgrand. У Elgrand, как ни странно, на машинах 2wd и 4wd отличается не только номер блока АКПП, но и номер блока управления мотором. Это наводило на мысли, что 2wd мозги мотора могут некорректно работать в паре с 4wd мозгами коробки. Поэтому решили впервые поставить 2wd мозги АКПП, благо к этому моменту у нас в наличии была куча проводки с разных машин, в том числе нашлась фишка под 2WD.

Схема подключения была взята из русской книжки. Вот она

Во время перепиновки фишки вопросов не возникло — цвета проводов и расположение контактов было все как в книжке. Т.е. донор фишки определенно соответствовал схеме из книжки. Все собрали, поехали на тест-драйв. Сразу стало ясно, что что-то не так: машина вела себя так, как будто отжата кнопка "OD/off" — не включала четвертую, при сбросе газа тормозила двигателем. При этом на кнопку "OD/off" никак не реагировала. Других аномалий замечено не было, ошибок не выдавала. Сняли блок, проверили еще раз — ошибок в перепиновке нет. Прозвонили кнопку, все соленоиды — все корректно. Вскрыл блок. К моему удивлению обнаружил, что пин, идущий на кнопку "OD/off" на плате никуда не идет (если только она не многослойная, что вряд ли). Зато другие пины, которые по схеме никуда не подключены, разведены по плате. Это навело на мысль, что схема и блок управления от разных машин. Блок по номеру пробивается верно, Elgrand 50, QD32 2wd. Значит схема (и фишка блока) от другой машины? Или сам блок управления косячный (что маловероятно). Найти официальный мануал по Эльгранду сходу не вышло, я решил попробовать подоткнуть блок 4WD.

В наличии у нас такого блока не оказалось, я решил снять со своей машины. Перепиновал клиенту 4WD фишку, поставил свой блок — все поехало. Т.е. 4WD мозги АКПП совершенно нормально работают в паре с 2WD мозгами мотора. Почему не поехали 2wd мозги коробки — может ответить только официальный мануал. Наша ошибка здесь исключена (перепроверяли много раз, да и она вылезла бы при перепиновке на 4WD) — остается либо ошибка в схеме, либо косяк самого блока.

Поскольку машину клиенту надо было отдать в ближайшее время, пришлось мне пожертвовать своим блоком АКПП. А себе, в качестве эксперимента, решил поставить блок управления из под ZD30

Но тут нюанс 🙂 Многие наверняка знают о наличии шины связи между блоками мотора и АКПП. На RD28 и QD32 этих линий три: DT1, DT2, DT3. На ZD30 есть еще одна — DT4. По этим линиям блоки общаются между собой для лучшей работы связки "мотор-АКПП". Из книжки я понял, что АКПП может дать команду двигателю понизить крутящий момент для более плавного переключения передач. Какие еще функции выполняет эта связь — разузнать не удалось. Но одно я совершенно точно установил экспериментально — протоколы связи на QD и ZD — разные (оно и понятно по числу линий). Если поставить QD32 с блоком АКПП от ZD30 и подключить линии связи DT1-DT3, машина после прогрева ведет себя неадекватно: внезапно может пропасть тяга или включиться повышенная передача. Поэтому при установке блока от ZD30 я эти линии связи не подключал. Т.е. оставил блоки мотора и АКПП без возможности взаимодействия. АКПП в этом ошибки не видит, мотор ошибку видит, но при этом просто ограничивает обороты до 3500 и джекичаном не светит. Ошибку можно устранить, если скрутить вместе линии DT1, DT2 и опорное напряжение, но я пока не стал.

Теперь о том, как едет QD32 на блоке управления АКПП от ZD30 с отключенными связями. Абсолютно адекватно! Никаких перекрутов, затупов, пинков и т.п. нет и в помине. Разница хорошо уловима только в моментах переключения: на ZD30 переклчение вверх происходит ощутимо позже. Вот для сравнения диаграммы переключения: зеленый и пунктир — QD32 (вверх и вниз соответственно), желтый и красный — ZD30.

На ТСМ zd30 машина более динамичная, в моем режиме езды (1/3 — 1/2 педали) едет в основном в районе 2000об/мин, т.е. в зоне турбоподхвата, что в теории должно положительно сказаться на динамике и расходе. QD переключается вверх значительно раньше и в городе в основном едет на 1400-1800. По трассе оба блока ведут себя примерно одинаково: ГТ блокируется примерно на 90км/ч (если тошнить). Того, что нет связи мотор-АКПП я не ощутил: если переключения и стали резче, то крайне незначительно и практически неуловимо. Я даже стал думать, не оставить ли мне ZDшный блок)) Но моему стилю все же больше подходит блок от QD.

Так что если кто сомневается, патрулевский TCM абсолютно нормально работает без связей с ЕСМ. Могу рекомендовать при свапе на QD оставлять ZD-шный TCM тем, то любит динамичную езду.

Все зарегистрированные партнеры являются самостоятельными юридическими или физическими лицами, за деятельность которых администрация портала Japancar.ru ответственности не несет.

Уважаемые посетители! На данной странице Вы можете написать сообщение непосредственно в редакцию Japancar.ru

Мы НЕ ТОРГУЕМ запчастями, автомобилями, спецтехникой и т.д.

Если Вы являетесь правообладателем объектов охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, размещенных на сайте japancar.ru, и Ваши интеллектуальные права на них были нарушены, то мы будем рады оказать Вам содействие. Для удаления материалов Вам необходимо направить по адресу: ООО Интернет-агентство «Джей Си ВЛК», г. Владивосток, Океанский проспект, 48а, офис 611 или написать в Обратную связь на сайте через кнопку на любой странице сайта, письмо следующего содержания:

1. Заявление о нарушении интеллектуальных прав и требование об удалении материалов сайта, содержащих объекты охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, на которые были нарушены Ваши интеллектуальные права.

2. Подтверждение Ваших прав на объекты охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, позволяющее однозначно идентифицировать Вас как правообладателя данных материалов.

3. Прямую ссылку на страницы сайта, которые содержат материалы, которые необходимо удалить.

Собранная датчиками информация о режиме работы трансмиссии передается в ЭБУ. Там происходит обработка информации и последующее создание соответствующих управляющих сигналов. Для улучшения работы АКПП алгоритмы, заложенные в блок управления, постоянно усложняются. Теперь коробки передач способны подстроится под спортивный стиль езды либо под движение по обледенелой дороге.

Типы электронных блоков управления АКПП

Выделяют два основных типа электронных блоков управления:

  1. Отдельно отвечающий за работу АКПП. В таком случае на устройство возложено управление только коробкой передач. Преимуществом является более низкая цена на фоне совмещенных блоков. Может размещаться как внешне, например, в салоне автомобиля или подкапотном пространстве, так и быть встроенным внутрь корпуса АКПП;
  2. Совмещенный с ЭБУ двигателя. Созданы для уменьшения узлов автомобиля и учета взаимодействия двигателя и КПП. Всей информацией оперирует общий процессор, выдавая одновременно команды двигателю и коробке передач. В результате получается более оптимизированная работа силовой установки, так как при формировании управляющих сигналов учитывается больше внешних факторов.

При совмещенном изготовлении ЭБУ, практически невозможно использовать размещение устройства внутри коробки передач, поэтому количество шлейфов, идущих в блок управления увеличивается. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказывается на надежности системы. Провода в шлейфе имеют тонкое сечение, что вызывает частые их повреждения.

Внешнее размещение

Блок в таком случае изготавливается в закрытом корпусе. Он может быть как отдельным элементом, так и совмещенным с ЭБУ двигателя. Встречается различное расположение модуля, например, в приборной панели либо подкапотном пространстве. Пример мозгов автоматической коробки передач показан на рисунке ниже.

Внутри трансмиссии находится большое количество датчиков. При выносе модуля управления за пределы корпуса коробки, возникает необходимость прокладки большого количества проводов. При этом важно, чтобы корпус АКПП оставался герметичным и трансмиссионная жидкость не просачивалась наружу.

Преимуществом такого решения является возможность размещения ЭБУ в любом месте. Это предохраняет электронику от воздействия высоких температур и агрессивной среды. Найти поломку и произвести ремонт при внешнем размещении также проще.

Внутреннее расположение

При внутреннем размещении найти где находится блок управления АКПП не составляет труда, так как ЭБУ располагается внутри автоматической коробки передач. Длина проводов сведена к минимуму. Все они находятся внутри корпуса. Внешний вид электронного блока, предназначенного для размещения внутри трансмиссии, изображен ниже.

Главным недостатком такого размещения является постоянное воздействие высокой температуры на электронику. Ремонт ЭБУ АКПП также усложняется. Для проведения осмотра модуля потребуется разборка коробки передач. Это значительно усложняет устранение неисправностей в модуле и, соответственно, повышает стоимость ремонтных работ. Автопроизводители до сих пор не нашли компромиссного решения между внешним и внутренним размещением.

Устройство блока управления

Стандартными элементами системы управления являются:

  • Постоянная память, которая хранит алгоритм работы. При чип-тюнинге имеется возможность вносить в нее изменения. При обычной эксплуатации авто, данные памяти остаются неизменными;
  • Оперативная память. В ней происходит обработка всех данных получаемых с датчиков в режиме реального времени;
  • Процессор, выполняющий определенный набор команд. Очень часто имеет объединенный с памятью чип;
  • Гальванические развязки. Предотвращают повреждения модуля от некорректной работы датчиков. Также служат для защиты от неправильного подключения измеренных сигналов.

Каждый автопроизводитель выпускает электронный блок управления АКПП со своей начинкой. Количество чипов на плате растет, не смотря на то что происходит совмещение функций отдельных элементов. Обусловлено это усложнением исполняемых алгоритмов и ростом количества получаемой информации с датчиков. Схема теряет ремонтопригодность, поэтому часто при выходе ЭБУ из строя рекомендуется замена на новое устройство.

Причины выхода из строя ЭБУ автоматической коробки передач

В большинстве случаев неисправности блока управления АКПП ведут к полному обездвиживанию авто. В некоторых случаях включение передач происходит неправильно, либо работа коробки скоростей возможна лишь в аварийном режиме. Причиной поломок блока управления АКПП может стать:

  • скачки бортового напряжения. особенно в сторону превышения номинала;
  • механическое повреждение в следствие удара;
  • паразитная вибрация, которая появилась из-за неисправности какой-либо системы автомобиля, например, тормозной;
  • превышение рабочей температуры;
  • заводская недоработка как программного обеспечения, так как схемотехники модуля, что особо актуально для отечественных автомобилей;
  • влияние агрессивной внешней среды.

Причиной, почему управляющая информация не обрабатывается, может стать выгорание какого-либо элемента на плате. В зависимости от поврежденного элемента выбирается метод решения проблемы. Так, например, конденсатор можно заменить на новый. Перепайка процессора является трудоемким процессом, поэтому при его сгорании плата заменяется на новую.

Диагностика электронного блока управления

Для установления виновника неисправности используется несколько методов:

  1. Электронная диагностика. ЭБУ подключается к персональному компьютеру либо ноутбуку для считывания лога ошибок. Помимо поиска поломки, во время процедуры возможна оптимизация программы для того, чтобы управление АКПП было подстроено под желания владельца. При диагностике рекомендуется обнулять случайные ошибки, чтобы электронный блок управления продолжал работать в штатном режиме;
  2. Расширенная диагностика. Проводится в случае некорректной электронной диагностики, неспособной выявить поломку ЭБУ коробки переключения передач. Причиной применения расширенной проверки может быть обрыв внутри модуля, мешающий считыванию информации об ошибке;
  3. При невозможности определить вышедший из строя элемент предыдущими способами, прибегают к поочередной замене отдельных частей ЭБУ, поломка которых наиболее вероятна. Данный способ крайне редко применяется на серийных автоматических КПП, так как экономически выгодней приобрести новую плату управления.

До начала диагностики электронного блока управления рекомендуется проверить состояние шлейфов, идущих от АКПП к ЭБУ. Также стоит убедится в работоспособности датчиков и отсутствии отложений окислов на из контактах. Выход из строя измерителей встречается намного чаще, чем неисправность модуля управления.

Тонкости ремонта ЭБУ АКПП

Доступность чипов для ремонта есть только у массово выпускаемых автомобилей последних лет. Для остальных машин комплектующие необходимо заказывать у автопроизводителя, что значительно повышает стоимость на фоне популярных моделей. Взаимозаменяемость ЭБУ низкая, поэтому даже в пределах одной марки машин может встречаться несколько исполнений модуля, например, с разницей в распиновке.

При выполнении диагностики многое зависит не только от наличия правильного программного обеспечения, но и от опыта расшифровки лога ошибок мастером. Самодиагностика не способна точно указать поломку, поэтому полагаясь лишь на показания сканера можно потратить средства впустую. Многие мастера умеют только удалять ошибку из памяти, которая через небольшой промежуток времени вернется.

Сложность в определение неисправности вносят микроповреждения проводников. Сигнал с датчиков при этом поступает не все время. Так при проведении диагностики вся информация в ЭБУ поступает в полном объеме, но достаточно выехать на дорогу, как поток данных прерывается. Электронный модуль записывает ошибку и переводит коробку передач в аварийный режим. По этой же причине может теряться и управляющий сигнал.

Электронный блок управления АКПП имеет небольшие размеры, но он способен вывести трансмиссию из строя, поэтому при малейших подозрениях на неисправность ЭБУ, желательно произвести диагностику модуля. Ездить на автомобиле с некорректно работающим блоком запрещено, так как это может привести к потере управляемости автомобилем на ходу. Ремонтировать электронику самостоятельно затруднительно, поэтому рекомендуется в случае необходимости обращаться к профессионалам.