стей необходимо кратковременно нажать на выключатель 20 и провести считывание свето-
вых кодов в соответствии с дополнением «Двигатели ЯМЗ-6565, ЯМЗ-65651, ЯМЗ-65652,
ЯМЗ-65653, ЯМЗ-65654 и их комплектации» к руководству по эксплуатации «Силовые аг-
регаты ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ236НЕ, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236-БЕ2, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б».

Аварийная сигнализация включается нажатием на выключатель 26, при этом начи-

нают мигать все указатели поворотов и лампа в самой кнопке.

Для проверки уровня топлива в основном топливном баке следует переключить

переключатель указателя уровня топлива 42 наверх, для проверки уровня топлива в допол-
нительном топливном баке переключить переключатель указателя уровня топлива 42 вниз.

1-манометр двухстрелочный; 2-сигнализатор блокировки межколесного дифференциала (БМКД); 3-
сигнализатор аварийного падения давления масла; 4-указатель температуры охлаждающей жидко-
сти; 5-сигнализатор предпускового подогрева воздуха; 6-указатель давления масла; 7-тахометр
электронный; 8-спидометр электронный; 9-сигнализатор дальнего света фар; 10-сигнализатор ре-
зерва топлива; 11-указатель уровня топлива; 12-указатель напряжения; 13-манометр шинный пе-
реднего контура; напряжения; 13а-манометр шинный заднего контура; 14-переключатель режимов
отопителя кабины; 15-выключатель поворотной фары*; 16-выключатель фонарей знака автопоезда;
17-переключатель управления накачкой шин переднего контура; 18-табличка накачки шин и вы-
пуска воздуха; 19-переключатель управления накачкой шин заднего контура; 20-выключатель ди-
агностики блока управления двигателем (EDC); 21-выключатель задних противотуманных фонарей;
22-выключатель диагностики блока двигателя интерфейсного (БДИ); 23-выключатель коробки от-
бора мощности (КОМ); 24-выключатель коробки дополнительного отбора мощности (ДОМ); 25-
выключатель ЭФУ; 26-выключатель аварийной световой сигнализации; 27-сигнализатор блокиров-
ки межосевого дифференциала; 28-выключатель блокировки межколесного дифференциала; 29-
выключатель блокировки межосевого дифференциала; 30-выключатель передач раздаточной ко-
робки; 31-переключатель передач раздаточной коробки; 32-переключатель света центральный; 33-
сигнализатор передач раздаточной коробки; 34,39-блоки контрольных ламп правый и левый; 35-
сигнализатор разряда аккумуляторных батарей; 36-сигнализатор диагностики блока двигателя ин-
терфейсного (БДИ); 37-выключатель аккумуляторных батарей; 38-выключатель плафона кабины;
40-сигнализатор диагностики блока управления двигателем (EDC); 41-сигнализатор засоренности
воздушного фильтра; 42-переключатель указателя уровня топлива; 43- сигнализатор нейтрали

Рисунок 19 — Панель приборов и выключателей

Щиток приборов

1. Сигнализатор включения блокировки межколесного дифференциала.
2. Манометр двухстрелочный.
3. Сигнализатор аварийного падения давления масла.
4. Указатель температуры охлаждающей жидкости.
5. Указатель давления масла.
6. Сигнализатор дальнего света фар.
7. Спидометр.
8. Тахометр.
9. Указатель тока.
10. Сигнализатор резерва топлива.
11. Указатель уровня топлива.
12. Манометр шинный.
13. Заглушки.
14. Выключатель плафона кабины.
15. Заглушки.
16. Переключатель отопителя кабины.
17. Выключатель фонарей знака автопоезда.
18. Выключатель заднего противотуманного фонаря.
19. Кнопка включения ЭФУ.
20. Выключатель световой аварийной сигнализации.
21. Переключатель света фар центральный.
22. Ручка тяга ручного управления подачей топлива.
23. Блок контрольных ламп правый.
24. Кнопки проверки исправности сигнализаторов.
25. Сигнализатор указателей поворота автомобиля.
26. Сигнализатор включения ЭФУ.
27. Сигнализатор указателей поворота прицепа.
28. Сигнализатор включения межосевого дифференциала.
29. Сигнализатор включения коробки дополнительного
отбора мощности.
30. Сигнализатор включения коробки отбора мощности.
31. Блок контрольных ламп левый.
32. Кнопки проверки исправности сигнализаторов.
33. Сигнализатор засорения маслофильтра.
34. Кнопка включения аккумуляторных батарей.
35. Сигнализатор минимального давления воздуха в пневмосистеме.
36. Переключатель стеклоочистителя.
37. Сигнализатор неисправности тормозов.
38. Сигнализатор аварийного повышения температуры охлаждающей жидкости.
39. Кнопка управления стеклоомывателем.
40. Выключатель подсветки приборов реостатный.
41. Сигнализатор стояночного тормоза.

Механизмы управления и приборы

42. Рукоятка привода наружного люка.
43. Кран включения коробки отбора мощности.
44. Кран включения коробки дополнительного отбора мощности.
45. Розетка переносной лампы.
46. Индикатор засоренности воздушного фильтра.
47. Рычаг переключения передач.
48. Цепь управления шторой радиатора.
49. Рычаг крана управления давлением.
50. Переключатель указателей поворота.
51. Колесо рулевое.
52. Выключатель стартера и приборов.
53. Щиток приборов.
54. Рычаг привода заслонки распределителя воздухообогрева.
55. Рычаг привода внутреннего люка.
56. Дефлектор.
57. Крышка люка блока предохранителей.
58. Ручка тяга ручного останова двигателя.
59. Кнопка крана отключения тормозов прицепа.
60. Рычаг переключения передач раздаточной коробки.
61. Рычаг блокировки дифференциала раздаточной коробки.
62. Педаль управления подачей топлива.
63. Педаль тормоза.
64. Кнопка пневматического крана управления вспомогательным тормозом.
65. Педаль сцепления.
66. Переключатель света фар ножной.
67. Выключатель звукового сигнала.
68. Рычаг стояночного тормоза.

Механизмы управления и контрольно- измерительные приборы, расположенные в кабине автомобиля, показаны на рис. 13-16.

Рис. 13. Таблички, помещенные внутри кабины автомобиля Урал 4320:
С — коробка передач; 1, 2, 3, 4, 5 — передачи; R — задний ход; D — коробка раздаточная; В — включена высшая передача; Н — включена низшая передача; I — дифференциал разблокирован; II — дифференциал заблокирован

Рис. 14. Механизмы управления автомобиля Урал 4320 и контрольно-измерительные приборы:
1 — выключатель звукового сигнала; 2 — рычаг стояночного тормоза; 3 — рычаг переключения передач; 4 — рукоятка привода наружного люка; 5 — кран включения коробки отбора мощности; 6 — кран включения коробки дополнительного отбора мощности; 7 — розетка переносной лампы; 8 — индикатор засоренности воздушного фильтра; 9 — цепь управления шторой радиатора; 10 — рычаг крапа управления давлением; 11 — переключатель указателей поворота; 12 — колесо рулевое; 13 — щиток приборов; 14 — дефлектор; 15 — рычаг привода заслонки распределителя воздухообогрева; 16 — рычаг привода внутреннего люка; 17 — крышка люка блока предохранителей; 18 — ручка тяги ручного останова двигателя; 19 — рычаг переключения передач раздаточной коробки; 20 — рычаг блокировки дифференциала раздаточной коробки; 21 — педаль управления подачей топлива; 22 — педаль тормоза; 23 — кнопка пневматического крана управления вспомогательным тормозом; 24 — педаль сцепления; 25 — переключатель света фар ножной.

Включайте коробку передач, раздаточную коробку и блокировку дифференциала, а также коробку отбора мощности, коробку дополнительного отбора мощности согласно табличкам внутри кабины и в соответствии с указаниями раздела «Вождение автомобиля».
При нажатии на кнопку 23 (рис. 14) включается вспомогательный тормоз. При снятии ноги с кнопки торможение прекращается. При перемещении рычага 2 стояночного тормоза вверх автомобиль затормаживается и включается тормозная система прицепа. При необходимости стояночным тормозом можно воспользоваться во время движения автомобиля для притормаживания им включать его одновременно с рабочими тормозами.
Перемещением рукоятки 4 регулируется подача наружного воздуха. При верхнем положении рычага 15 воздух поступает через дефлекторы на обдув стекол, при нижнем — для обогрева ног водителя и пассажиров. В верхнем положении рычага 16 внутренний люк открыт, в нижнем — закрыт.
Для остановки двигателя вытяните ручку 18 на себя до отказа. При перемещении ручки переключателя 11 по часовой стрелке включаются сигнализаторы правого поворота, при перемещении против часовой стрелки — сигнализаторы левого поворота.
При нажатии на переключатель 25 переключается свет фар (дальний — ближний и наоборот).
Внутри кабины автомобилей Урал, оборудованных централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, установлена табличка по выбору давления воздуха в шинах и скорости движения в зависимости от вида дорог.
Рычаг крана управления давлением воздуха в шинах имеет три положения:

  • левое — накачка шин;
  • среднее — нейтральное, манометр 11 (рис. 15) показывает фактическое давление воздуха в шинах;
  • правое — выпуск воздуха из шин.

Штора радиатора управляется с помощью цепи 9 (см. рис. 14). При вытягивании цепи штора поднимается.
Для включения или выключения аккумуляторных батарей автомобиля нажмите на кнопку 22 (см. рис. 15), расположенную на щитке приборов.
Предпусковой подогреватель двигателя управляется с пульта, расположенного на левой боковине радиатора под капотом.
Аварийная сигнализация включается нажатием на кнопку 18, при этом начинают мигать все указатели поворотов и лампа в самой кнопке.

Рис. 15. Панель приборов: 1 — манометр двухстрелочный; 2 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 3 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 — указатель давления масла; 5 — сигнализатор дальнего света фар; 6 — спидометр; 7 — тахометр; 8 — указатель тока; 9 — сигнализатор резерва топлива; 10 — указатель уровня топлива; 11 — манометр шинный; 12 — выключатель плафона кабины; 13 — выключатель фары-прожектора; 14 — переключатель отопителя кабины; 15 — выключатель фонарей знака автопоезда; 16 — выключатель заднего противотуманного фонаря (со встроенным сигнализатором); 17 — кнопка включения ЭФУ; 18 — включатель световой аварийной сигнализации; 19 — переключатель света фар центральный; 20 — ручка тяги ручного управления подачей топлива; 21, 27 — блоки контрольных ламп правый и левый; 22 — кнопка выключения аккумуляторных батарей; 23 — выключатель стеклоочистителя; 24 — выключатель стартера и приборов; 25 — кнопка насоса омывателя ветрового стекла; 26 — выключатель подсветки приборов реостатный

Постоянная частота вращения коленчатого вала устанавливается вытягиванием ручки 20 на себя и фиксируется поворотом на 90°. Частота вращения коленчатого вала контролируется тахометром 7. При отсутствии показаний тахометра включите любую нагрузку (отопитель, подсветку приборов и т.д.); при этом тахометр начнет показывать величину оборотов коленчатого вала.
Работа системы энергоснабжения контролируется указателем тока 8. Положение стрелки между отметками «0» и «-» указывает на разряд аккумуляторной батареи, а положение между «0» и « + » на заряд. Давление воздуха в пневмоприводе тормозов автомобиля контролируется двухстрелочным манометром 1, для контроля давления в каждом из контуров пневмопривода имеются клапанные выводы, к которым присоединяются переносные манометры.
Ключ выключателя 24 стартера и приборов имеет три положения: 0 — вертикальное: все выключено, ключ можно вынуть; I — среднее: ключ повернут по ходу часовой стрелки до первого фиксированного положения — включены приборы; II — крайнее: ключ повернут по ходу часовой стрелки до упора — включены приборы и стартер.
При включении выключателя 24 стартера и приборов загорается сигнализатор 2 (красного цвета) аварийного падения давления масла, который гаснет после пуска двигателя при повышении вращения коленчатого вала выше минимальной.
Освещенность шкалы приборов регулируется вращением ручки выключателя 26.
Стеклоочиститель включается поворотом ручки выключателя 23 против часовой стрелки. При вращении ручки против часовой стрелки интенсивность вращения щеток увеличивается.
Электрофакельное устройство работает при постоянно нажатой кнопке 17. Загорание сигнализатора 8 (рис. 16) указывает на готовность ЭФУ к пуску двигателя. При нажатии на кнопки б, 7 загораются все исправные сигнализаторв1 левого или правого блоков. Сигнализатор 9 загорается прерывистым зеленым светом при включении указателей правого или левого поворотов автомобиля, сигнализатор 10 загорается при включении указателей правого или левого поворотов прицепа. Эти сигнализаторы также служат для контроля за исправностью ламп указателей поворота.

Рис. 16. Блоки контрольных ламп: I — левый; II — правый.
Сигнализаторы: 1 — стояночного тормоза; 2 — аварийного повышения температуры охлаждающей жидкости; 3 — неисправности тормозов; 4 — минимального давления воздуха в пневмосистеме; 5 — засорения маслофильтра; 6, 7 — кнопки проверки исправности сигнализаторов; 8 — включения ЭФУ; 9 — указателей поворота автомобиля; 10 — указателей поворота прицепа.

При падении давления воздуха в баллонах ниже 450 кПа (4,5 кгс/см²) сигнализатор 4 загорается красным светом и включается звуковой сигнал.
При увеличенных зазорах между колодками и барабанами тормозов, а также при неисправностях гидравлической части привода при нажатии на педаль тормоза сигнализатор 3 загорается красным светом и гаснет после устранения неисправности.
Необходимость обслуживания картонного фильтрующего элемента воздушного фильтра определяется показанием индикатора засоренности 8 (см. рис. 14), установленного на боковой нижней распорке передка.
При увеличении сопротивления масляного фильтра (засорение фильтрующих элементов, повышенная вязкость масла при низкой температуре) сигнализатор 5 (см. рис. 16) загорается красным светом. Свечение его допустимо только при пуске и прогреве двигателя. Сигнализатор 2 загорается красным светом при аварийном повышении температуры охлаждающей жидкости свыше 98 °С. Допускается кратковременная (не более двух часов) работа двигателя при температуре до 105 °С.
Сигнализатор 1 загорается прерывистым красным светом при включении стояночного тормоза.
Указатель 10 (см. рис. 15) показывает величину уровня топлива в основном топливном баке. В шкалу указателя встроен сигнализатор 9, загорающийся при уменьшении объема топлива до 60 л.

Рис. 17. Кран масляного радиатора: 1 — кран.

Рис. 18. Бак топливный дополнительный: 1 — ручка управления краном.

Кран дополнительного топливного бака. При использовании топлива из дополнительного топливного бака перелейте его в основной топливный бак, открыв кран ручкой управления 1 (рис. 18).
Ручной топливоподкачивающий насос установлен на корпусе топливоподкачивающего насоса низкого давления. Для подачи топлива в насос высокого давления при неработающем двигателе слегка надавите на ручку 1 (рис. 19) вниз, поверните против часовой стрелки до освобождения ее из фиксированного положения и совершайте возвратно-поступательное движение вверх-вниз. Закачав топливо вручную, утопите ручку и зафиксируйте ее поворотом по ходу часовой стрелки до упора.
Соединительная головка (рис. 20) предназначена для соединения пневмосистемы автомобиля с пневмосистемой прицепа или полуприцепа.
Клапан отбора воздуха установлен под капотом на панели кабины. Для отбора воздуха отверните колпачок 1 (рис. 21) клапана, наверните на корпус клапана накидную гайку шланга, имеющегося в комплекте инструмента.
Буксирный клапан (рис. 22), установленный на правом кронштейне переднего буфера, предназначен для снабжения воздухом тормозной системы автомобиля при буксировании его с неисправным двигателем.
Для присоединения тягача к воздушной магистрали автомобиля отверните пробку 1 буксирного клапана. Подсоедините воздушный шланг с соединительной головкой, имеющиеся в комплекте инструмента водителя к питающей магистрали автомобиля-тягача (красная соединительная головка) и буксирному клапану буксируемого автомобиля.

Рис. 19. Насос ручной топливоподкачивающий: 1 — ручка насоса