Блок контрольных ламп автомобилей КамАЗ

Блоки контрольных ламп (левый и правый), расположенные на щитке приборов, показаны на рисунке 6:

— кнопка проверки исправности контрольных ламп;

— контрольный сигнал готовности ЭФУ к работе, красный;

— контрольный сигнал работы указателей поворота автомобиля, зеленый, прерывистый;

— контрольный сигнал работы указателей поворота прицепа, зеленый, прерывистый;

— контрольный сигнал включения блокировки межколесного дифференциала, красный;

— предупредительный сигнал о засоренности воздушного фильтра, красный;

— предупредительный сигнал засоренности масляного фильтра, красный;

— предупредительные сигналы о падении давления в баллонах контуров 1, 2, 3 пневматического привода тормозов, красные, при включении звучит зуммер;

— контрольный сигнал включения стояночного тормоза, красный, прерывистый.

Переключатели и выключатели клавишные показаны на рисунках 3 и 5.

— переключатель электродвигателей отопителя;

— выключатель заднего противотуманного фонаря;

— выключатель противотуманных фар;

— переключатель подъема/опускания платформы;

— выключатель обогрева зеркал;

— выключатель блокировки колес;

Порядок расположения переключателей и выключателей может быть изменен в зависимости от конкретной комплектации автомобиля.

ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ

На автомобилях возможна установка выключателя приборов и стартера с противоугонным устройством (см. рис. 7), которое блокирует рулевое управление фиксацией вала рулевой колонки. Разборка устройства без специального инструмента невозможна. Ключи замка имеют 1000 различных шифро-вых комбинаций.

Ротор замка может быть повернут ключом от нулевого положения в два положения вправо и в одно положение влево.

При положении ключа:

0 — все выключено;

1 — включены цепи контрольно-измерительных приборов;

II — включены цепи контрольно-измерительных приборов и стартера, положение нефиксированное;

III — включено противоугонное устройство, цепи приборов и стартера отключены.

Для включения противоугонного устройства следует повернуть ключ в положение III и вынуть его, затем повернуть рулевое колесо в любом направлении до щелчка. Для выключения противоугонного устройства нужно вставить ключ, слегка покачать рулевое колесо вправо-влево.

Блоки контрольных ламп (левый и правый), расположенные на щитке приборов, показаны на рисунке 6:

  • кнопка проверки исправности контрольных ламп;
  • контрольный сигнал готовности ЭФУ к работе, красный;
  • контрольный сигнал работы указателей поворота автомобиля, зеленый, прерывистый;
  • контрольный сигнал работы указателей поворота прицепа, зеленый, прерывистый;
  • контрольный сигнал включения блокировки межколесного дифференциала, красный;
  • предупредительный сигнал о засоренности воздушного фильтра, красный;
  • предупредительный сигнал засоренности масляного фильтра, красный;
  • предупредительные сигналы о падении давления в баллонах контуров 1, 2, 3 пневматического привода тормозов, красные, при включении звучит зуммер;
  • контрольный сигнал включения стояночного тормоза, красный, прерывистый.

Переключатели и выключатели клавишные показаны на рисунках 3 и 5.

  • переключатель электродвигателей отопителя;
  • выключатель заднего противотуманного фонаря;
  • выключатель противотуманных фар;
  • выключатель плафона.
  • переключатель подъема/опускания платформы;
  • выключатель КОМ;
  • выключатель обогрева зеркал;
  • выключатель блокировки колес;

Порядок расположения переключателей и выключателей может быть изменен в зависимости от конкретной комплектации автомобиля.

Расположение органов управления автомобилем показано на рис. 1-23.

Рис. 1-23. Органы управления: 1 — кнопка крана управления вспомогательной тормозной системой; 2 — педаль сцепления; 3 — тормозная педаль рабочей тормозной системы; 4 — педаль подачи топлива; 5 — комбинированный переключатель; 6 — рулевое колесо; 7 — рычаг механизма дистанционного управления коробкой передач; 8 — индикатор засоренности воздушного фильтра; 9 — замок выключателя приборов электрооборудования и стартера (для а/м 43501 — на панели приборов).

Кнопка 1 крана управления вспомогательной тормозной системой расположена на полу кабины.

Педаль 2 сцепления (навесного типа) укреплена на кронштейне под панелью приборов, слева от рулевой колонки.

Тормозная педаль 3 (навесного типа) расположена под панелью приборов, справа от рулевой колонки.

Педаль 4 подачи топлива установлена в кронштейне на полу кабины, справа от рулевой колонки.

Комбинированный переключатель 5 прикреплен на рулевой колонке под рулевым колесом 6 и состоит из двух рычагов переключателей света, указателей поворота, стеклоочистителя и стеклоомывателя, выключателей звуковых сигналов. На рукоятке переключателей нанесены символы включаемых потребителей электроэнергии.

Рычаг 7 механизма дистанционного управления коробкой передач находится справа от сиденья водителя.

При повороте по часовой стрелке ключа или флажка в замке 9 выключателя приборов электрооборудования и стартера вправо до щелчка включаются приборы, а при дальнейшем повороте — стартер.

Рычаг 1 (рис. 1-24) переключателя света и указателей поворота расположен с левой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в положение I включаются указатели правого поворота, в положение II — указатели левого поворота тягача и прицепа. Переключатель имеет автоматическое устройство для возвращения рычага в нейтральное положение по окончании поворота и возвращении рулевого колеса в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.

При положении О рычага 1 переключателя и одновременном положении II центрального переключателя 26 (рис. 1-28) включается ближний свет фар, в положении IV рычага -дальний свет фар.

Кроме того, имеется нефиксированное положение III рычага переключателя для сигнализации светом фар, которое включается независимо от положения центрального переключателя.

Рис. 1-24. Комбинированный переключатель: 1 — рычаг переключателя света и указателей поворота; 2 — рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя. Положения рычагов переключателя: I — Включен указатель правого поворота; II — Включен указатель правого поворота (нефиксированное); III — Включен указатель левого поворота (нефиксированное); IV — Включен указатель левого поворота; V — Мигание дальним светом (нефиксированное); VI — Включен дальний свет; 0 — Все выключено; А — Первая скорость стеклоочистителя; В — Вторая скорость стеклоочистителя; С — Прерывистый режим работы стеклоочистителя; D — Включен стеклоомыватель (нефиксированное).

Рычаг 2 переключателя стеклоочистителя и стеклоомывателя расположен с правой стороны комбинированного переключателя. При перемещении рычага в А и В фиксированные положения включаются соответственно большая и малая скорости стеклоочистителя.

Переключатель стеклоомывателя имеет нефиксированное положение Д.

Рис. 1-25. Стояночный тормоз: 1 — рукоятка

Электрозвуковой сигнал включается при перемещении рукояток рычагов 1 и 2 по направлению к рулевой колонке.

Для включения стояночной тормозной системы нужно перевести рукоятку 1 (рис. 1-25) крана в вертикальное положение и зафиксировать, вытянув ее; для выключения — снова вытянуть и перевести в горизонтальное положение.

Расположение контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием изображено на рис. 1-26.

Все контрольно-измерительные приборы расположены на панели щитка 1 в левой части панели приборов.

На панели 4 предохранителей, которая откидывается при вытягивании на себя, расположены переключатели 2 и клавишные выключатели приборов электрооборудования. В правой части находится вещевой ящик 6, освещаемый софитной лампой.

Рычаг 9 крана управления давлением воздуха в шинах имеет три положения. Для снижения давления в шинах рукоятку крана следует перевести в положение «выпуск», а для увеличения давления — плавно в положение "накачка". После достижения необходимого давления рукоятку крана необходимо зафиксировать в среднем нейтральном положении.

Давление воздуха в контурах I или II пневмопривода тормозных систем при накачке шин должно быть не ниже 550 кПа (5,5 кгс/см 2 ).

Рис. 1-26. Панель контрольно-измерительных приборов, оборудования и органов управления специальным оборудованием: 1 — панель щитка приборов; 2 — переключатели и клавишные выключатели; 3 — пепельница; 4 — откидная панель предохранителей; 5 — место расположения радиоприемника; 6 — вещевой ящик; 7 — кнопочный выключатель ПЖД; 8 — переключатель ПЖД; 9 — рычаг крана управления давлением воздуха в шинах; 10 — рукоятка ручного управления подачей топлива; 11 — рычаг управления блокировкой МОД раздаточной коробки; 12 — рычаг управления блокировкой МОД мостов; 13 — рукоятка крана управления раздаточной коробкой; 14 — рукоятка останова двигателя; 15 — рукоятка управления краном отопителя: 16 — рукоятки управления заслонками воздухораспределителей.

Рычагом 12 надо пользоваться при движении по скользким дорогам и бездорожью для включения механизма блокировки межосевого дифференциала.

Рукояткой 13 следует пользоваться для переключения передач в раздаточной коробке.

Рукоятка 15 служит для управления краном отопителя. Кран отопителя полностью открывается при ее крайнем правом положении. Две рукоятки 16 управляют заслонками воздухораспределителей. При крайнем левом положении обогревается кабина и подается воздух к ногам водителя и правого пассажира. При крайнем правом положении обогреваются только стекла кабины. В промежуточных положениях рукоятки плавно изменяется эффективность обогрева кабины и ветровых стекол.

Расположение приборов на панели щитка показано на рис. 1-27.

Спидометр 30 указывает скорость автомобиля (км/ч), а установленный в нем суммарный счетчик — общий пробег автомобиля (км). В шкалу указателя встроен синий светофильтр сигнализатора, который загорается при включении дальнего света фар.

Манометр 28 определяет давление воздуха в контурах пневмопривода механизмов рабочей тормозной системы. Верхняя шкала показывает давление в контуре I, нижняя — в контуре II. При аварийном падении давления воздуха в контурах загораются сигнализаторы в блоке 6, имеющие красные светофильтры с символами соответствующих контуров.

Манометр 29 показывает давление в шинах.

Дистанционный выключатель 20 «массы» аккумуляторных батарей. При нажатии кнопки включаются аккумуляторные батареи, при повторном нажатии — выключаются.

Центральный переключатель 26 света, при переключении которого в положение I включается освещение панели приборов и габаритные огни, во II — габаритные огни и ближний свет фар.

Выключатель 42 ЭФУ имеет нефиксированное положение — включение ЭФУ. При нажатии кнопки выключателя через 60-90 с должен загореться сигнализатор в правом блоке 16, указывающий на готовность системы к пуску двигателя.

Включатель 17 аварийной сигнализации. При вытягивании ручки включателя загораются прерывистым светом все указатели поворота, а также сигнализатор, встроенный в ручку.

Тахометр 31 показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя (мин -1 ). При движении автомобиля стрелка тахометра должна находиться в правой части зеленого поля шкалы.

Рис. 1-27. Расположение приборов на панели щитка: 7 — заглушка; 15, 16 — блоки контрольных ламп; 17 — включатель аварийной сигнализации; 19 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 20 — дистанционный выключатель «массы» аккумуляторных батарей; 21, 38 -выключатель плафонов; 22 — выключатель противотуманных фар; 23 — выключатель фонарей автопоезда; 24 — регулятор подсветки приборов; 26 — центральный переключатель света; 27 — комбинация приборов; 28 — двухстрелочный манометр; 29 — указатель давления в шинах; 30 — спидометр электронный; 31 — тахометр электронный; 32 — выключатель КОМ лебедки; 33 — контрольная лампа МОД; 34 — контрольная лампа коробки отбора мощности; 35 — контрольная лампа (дальний свет фар, цвет синий); 36 — контрольная лампа датчика засоренности воздушного фильтра красного цвета; 39 — контрольная лампа включения электромагнитной муфты привода вентилятора системы охлаждения; 42 — кнопочный выключатель ЭФУ.

Когда стрелка находится в пределах черного поля, уменьшается мощность двигателя, появляются рывки, увеличивается расход топлива.

На красные поля шкалы стрелка заходить не должна — это опасные для двигателя режимы.

Для автомобилей, укомплектованных двигателями пониженной быстроходности с номинальной частотой вращения коленчатого вала 2200 мин -1 , красное поле начинается с отметки 2200.

Регулятор 24 освещения панели приборов служит для включения и регулировки степени освещенности приборов.

Комбинация приборов показана на рис. 1-28.

Рис. 1-28. Комбинация приборов: 1 — указатель давления масла; 2 — контрольная лампа аварийного давления масла; 3 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 — контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости; 5 — вольтметр; 6 — контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 7 — указатель уровня топлива в баке; 8 — контрольная лампа резерва топлива.

Указатель 1 давления масла в смазочной системе двигателя. Давление масла при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя должно быть равно 400-550 кПа (4-5,5 кгс/см 2 ), а при минимальной частоте вращения — не менее 98,1 кПа (1,0 кгс/см 2 ). Контрольная лампа 2 аварийного давления масла с красным светофильтром загорается при падении давления в смазочной системе до 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см 2 );

Указатель 3 температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Контрольная лампа 4 с красным светофильтром загорается при повышении температуры до (98-104)°С. Нормальная температура охлаждающей жидкости 80 — 95°С.

Вольтметр 5 показывает напряжение в бортовой сети автомобиля. Контрольная лампа 6 с красным светофильтром загорается при разряде аккумуляторной батареи.

Указатель 7 уровня топлива в баке. Контрольная лампа 8 с оранжевым светофильтром загорается при уменьшении количества топлива в баке до 1/8 его полной вместимости;

Шкалы приборов представлены в виде цветовых зон. Каждая цветовая зона имеет определенный интервал значений контролируемого параметра.

Расшифровка зон указателей комбинации приборов:

Интервалы значении цветовых зон для каждого прибора, входящего в комбинацию приборов, указаны в таблице 1-1.