Балансировка коленвала в домашних условиях может понадобиться тем, кто очень хочет полностью узнать свой автомобиль и не доверяет специалистам на СТО. Ниже будут рассмотрены все нюансы, связанные с этим вопросом.

Зачем нужна балансировка коленчатых валов?

Балансировка коленчатых валов является ничем иным, как механической операцией, вследствие которой значительно снижаются вибрации и прочие виды нагрузок на элементы двигателя. Это позволяет повысить его надежность, работоспособность и производительность. Безусловно, чаще всего в подобной операции нуждаются уже изношенные механизмы, хотя бывают случаи, когда дисбаланс наблюдается и в новеньком автомобиле, только что приобретенном из салона.

Понять то, что вам светит балансировка коленвала своими руками, и пора засучить рукава, можно по следующим признакам. Прежде всего, обратите внимание на ручку переключения передач во время движения на холостом ходу, она начинает болтаться. Точно также себя будет вести и сам двигатель, так что не забудьте заглянуть под капот своего «железного коня».

Что же насчет причин подобного поведения, так их может быть несколько. Среди них нельзя исключить и возможные погрешности, допущенные во время изготовления сопряженных деталей. Кроме того, не самым лучшим образом сказывается неоднородность материалов, из которых изготовлены элементы коленчатого вала. Появлению люфта также способствуют увеличенные зазоры в сопряженных узлах, их несоосность, некачественный монтаж и, конечно же, недостаточно точное центрирование.

И не стоит забывать о естественном износе, который никогда еще не играл положительной роли.

Где отбалансировать коленвал – варианты ремонта

Есть два способа, как отбалансировать коленвал. Первый – статический, он является менее точным. В этом случае используются специальные ножи, на которые и устанавливается деталь. А дисбаланс определяется по ее положению во время вращения. Если верхняя часть коленвала легче нижней, то на нее крепят грузики и производят такие замеры и догрузку до достижения равновесия. И только после этого на противоположной стороне высверливаются отверстия для противовеса.

Второй вид – динамическая балансировка коленчатого вала. Для ее осуществления необходимо специальное оборудование. Коленчатый вал устанавливается в плавающие постели и раскручивается до нужных оборотов. Световой луч находит и сканирует наиболее тяжелую точку, которая провоцирует тряску, и выводит ее на экран. А для достижения баланса дело остается за малым – удалить с нее лишний вес.

Балансировка коленвала в домашних условиях

В основном, в домашних условиях осуществляется балансировка коленвала с маховиком. Для этого также необходимо определить самую тяжелую точку. Делается это следующим образом: устанавливаются две Т-образные пластины, естественно по уровню, и сверху на них кладется деталь. В случае дисбаланса коленчатый вал будет катиться, пока его наиболее тяжелая точка не окажется в нижнем положении. Таким образом, определяется место, с которого необходимо снять немного металла. Повторять эту процедуру следует до достижения полного равновесия.

Если же речь идет о новых автомобилях, то в этом случае нужно прибегнуть к методу модульной сборки, когда все элементы проходят балансировку по отдельности, а не в сборе. Но осуществление данной процедуры лучше доверить профессионалам, тем более что, в основном, такие машины состоят на гарантийном обслуживании, и пренебрегать им не стоит. Не столь важно, где отбалансировать коленвал, главное помните, что данная процедура позволит значительно увеличить ресурс и мощность движка, да и авто в целом.

Для экономии затрат, идущих на техническое обслуживание в автосервисе, можно выполнять балансирование коленчатого вала в условиях гаража. В статье описываются варианты, как можно проводить балансировку коленвала своими руками.

Зачем нужна балансировка коленчатых валов?

При дисбалансе коленчатого вала неравномерно распределяется масса вдоль и поперек оси, то есть нарушается баланс: один край легче другого. В основном причиной поперечного дисбаланса является износ деталей вала при продолжительной эксплуатации.

Балансировка коленвала проводится, чтобы снизить нагрузку и вибрации на узлы силового агрегата. Эта операция дает возможность поднять производительность двигателя, продлить срок эксплуатации. В основном балансировка необходима для изношенных элементов двигателя, но встречаются случаи, когда в балансировке нуждается новый автомобиль.

Балансировка коленвала в гараже

Определить, нужна ли балансировка коленвала, можно по поведению ручки переключения передач: она начинает болтаться при передвижении на холостом ходу. То же самое касается двигателя: если на холостом ходу мотор работает с рывками.

Причины появления неполадок могут быть разные:

  • некачественное изготовление сопряженных деталей;
  • неоднородность материала, который использован для коленчатого вала;
  • люфты, возникшие в результате нарушения зазоров между сопряженными элементами;
  • некачественная сборка;
  • неточное центрирование;
  • естественный износ.

После замены маховика или его зубчатого венца, корзины сцепления необходимо отбалансировать коленвал. Если не выполнить эту процедуру, то даже при небольших скоростях мотор начнет вибрировать из-за нарушения баланса.

Где отбалансировать коленвал – варианты ремонта

Отбалансировать коленчатый вал можно двумя способами:

    Статический способ применяется при незначительных нарушениях баланса. В этом случае коленчатый вал находится в неподвижном состоянии. При этом тяжелая сторона опущена вниз. Легкая часть уравновешивается с помощью грузов, которые крепятся на край легкой стороны. Затем с помощью специальных ножей снимается металл с тяжелой части, пока не опустится нагруженная часть.

Шлифовка коленчатого вала

  • Динамический способ точнее статического. Его применяют для устранения существенного дисбаланса. В этом случае необходим специальный станок, на который устанавливается вал. Коленчатый вал начинают раскручивать до необходимых оборотов. С помощью лазера определяется точка, где находится наиболее тяжелая точка. С этого места снимается лишний металл.

Процедура балансировки своими руками

Балансировку можно выполнить в автосервисе, где, естественно, процедура будет проведена более точно, либо в собственном гараже. Для проведения процедуры в домашних условиях нужно изготовить специальное приспособление – станок, на который будет устанавливаться маховик. Сложного ничего нет. Сделать такой станок своими руками сможет даже человек, неимеющий слесарного опыта.

Приспособление

В первую очередь нужно сварить рамку, которая служить будет основой станка. Размеры рамки и приспособления зависят от длины коленчатого вала. Для изготовления нужна профильная труба и уголок. После изготовления рамки и затирки швов, в двух уголках рамки и в середине противоположной трубы, нужно просверлить отверстия для трех шпилек. К отверстиям приваривают гайки с диаметром внутренней резьбы равным диаметру шпилек, которые изготавливаются из железных прутов.

Самодельный станок для балансировки

Перед балансировкой рамку нужно выставить с помощью уровня строго горизонтально. Это легче сделать, если она будет стоять на трех штырях, чем на четырех. После регулировки на приваренные гайки сверху следует накрутить контргайки. Далее нужно сделать недалеко от каждого угла рамки отверстия для 4 прутов диаметром 14-16 мм, которые будут исполнять роль стоек. Длина прутов должна быть одинаковой – примерно 250 мм.

Теперь нужно взять 4 уголка шириной 2-4 см и длиной около 30 см и просверлить в них отверстия диаметром, соответствующим диаметру стоек. На каждую пару стоек надевается уголок ребрами вверх. Уголки нужно приварить. Получается приспособление напоминающее турник с брусьями: напротив друг друга устанавливаются стойки в виде буквы «П». На эти стойки будет устанавливаться коленчатый вал. Таким образом, станок для балансировки коленвала готов.

Последовательность действий

Балансировка коленчатого вала с помощью устройства, сделанного своими руками, состоит из следующих шагов:

  1. В первую очередь нужно выставить станок строго горизонтально. Для этого уровень укладывается сначала на одну перекладину-уголок. Затем следует подкручивать шпильки-стойки, пока уголок не будет расположен строго горизонтально. Далее уровень поворачиваем перпендикулярно, кладем его на два уголка-перекладины одновременно и крутим шпильку, высверленную посередине трубы. Добиваемся полной горизонтальности всей конструкции.
  2. Когда станок выставлен, на него можно устанавливать коленчатый вал в сборе с комплектующими. Если присутствует дисбаланс, вал начнет проворачиваться по уголку, пока самая тяжелая точка не окажется в нижней точке. Этот дисбаланс (перевес) нужно ликвидировать.

Приспособление для балансировки

  • Для устранения перевеса нужно убрать лишнюю часть металла в нижней (тяжелой) точке маховика. Определить точный вес металла, который нужно высверлить, можно с помощью небольших магнитиков. Их нужно цеплять на противоположной – легкой стороне маховика. Цеплять магнитики следует до тех пор, пока коленвал в сборе с деталями не будет переворачиваться, а будет лежать неподвижно.
  • Добившись неподвижного положения коленчатого вала, нужно снять магнитики и взвесить их на весах. Это и будет тот вес, который нужно убрать, чтобы устранить дисбаланс.
  • Теперь с маховика снимается столько стружки, чтобы ее вес был равен весу магнитов, которые мы перед этим взвешивали. Под приспособлением нужно постелить ветошь, чтобы собрать и взвесить стружку. Высверливать приходится порой несколько отверстий, так как одного диаметром 7-8 мм обычно не достаточно. Главное, не высверлить больше, чем нужно, иначе придется сверлить маховик с противоположной стороны.

Процедура балансирования на СТО

  • Если тяжелая точка приходится на какую-то деталь маховика, которая менялась, например, шкив. То высверливать нужно эту деталь. Если менялась корзина сцепления, то в ней удаляется лишний металл около отверстий ее крепления.

С данным приспособлением, изготовленным своими руками, можно легко отбалансировать коленчатый вал. Конечно, без специального оборудования достичь точности трудно, зато можно сэкономить на посещении автосервиса.

Видео «Балансировка коленчатого вала»

В этом видео демонстрируется, как правильно отбалансировать коленвал.

Всем снова здрасти!

В продолжение вот этой записи пессимистического настроения имею сообщить всем вам о том, что сегодня я таки доехал до СТО «Расточка» в г.Краснодар и явил свой коленвал взору бывалых и опытных дядек!

Вывалив «больного» на стол для первичного осмотра, я указал на «подгорелые» крылья шатунных шеек и пожаловался на радиальный люфт предусмотрительно взятых с собой шатунов, сказав: «Похоже тут был перегрев и вот собственно… мнээээ… мнаааа… короче, вот!»

Мужчины не на шутку напряглись, взглянув друг на друга, и один из них спросил: «Вы моторист?!»

Потупив глаза в пол, я тихо ответил: «Нет, я это… как его… того… этого…» и тут дядьки по-отечески улыбнулись и я получил первое похлопывание замасленной ладонью по своей лысине со словами: «Ебт, ну слава Богу! А то когда мотористы с такой херней приезжают, это вообще полный п@здец! А ты, оказывается, просто перебздел! Молодец, что приехал, Володька!» )))

После чего мне была прочитана краткая лекция о технологическом процессе производства коленвалов, одним из этапов которого является закалка шатунных шеек путем их локального нагрева, в результате чего и получается вот такая штука:

В подтверждение своих слов мне было указано на расположенные на полу коленвалы и я воочию убедился, что все они имеют следы нагрева в районе шеек, где-то больше, а где-то меньше:

То есть, при масляном голодании сначала задираются вкладыши, затем они проворачиваются и только потом начинают жрать шейки и шатуны. Так я понял.

А в части разводов на поверхности шеек было сказано: «Это грязь и масло!»

«Ну а теперь давай измерим шатуны и сами шейки», — сказал Андрей Семеныч и взял нутромер с микрометром. Замерил. Зазор «вкладыш-шейка» 5 соток. Вопрос мне: «Ты собирал и проверял зазор насухую?»… не успев ничего ответить, я второй раз получил отеческие похлопывания замасленнной ладонью по своей усталой лысине… ))) и услышал дружеское: «Иди отсюда… на балансировку!» )))

Заблаговременно до прибытия на сервис я напрессовал ступицу шкива на коленвал и прикрутил шкив. Маховик и корзина были привезены отдельно.

Первая очередь коленвала со шкивом:

Как вы можете видеть, станок представляет из себя две опоры, подвешенные на каком-то там измерительном подвесе. Один измеряет биения в передней части коленвала, второй — в задней. Компьютер знает обороты вращения вала и, аналогично шиномонтажному балансировочному станку, указывает, где именно избыток массы и его значение. Мастер берет дрелку и вынимает в нужном месте нужное кол-во металла в 2-3 приема.

Далее балансировка с маховиком. Увидев, что маховик «какой-то не такой», ну то есть не с завода, мастер выразил сомнения: «Сейчас как запрыгает!», но, к моей радости, ничего не запрыгало:

Мастер был приятно удивлен и сказал, что все просто изумительно, тем не менее, в сборе с коленом пришлось чутка доснять металл в том месте маховика, где Бонтрейд уже делал балансировочную сверловку:

Ну и последняя очередь корзины:

Отвечаю на вопрос: «ЗАЧЕМ БАЛАНСИРОВАТЬ С КОРЗИНОЙ?»

Мне было объяснено так: «Чтобы исключить заводской брак корзины. Очень много случаев, когда одевают корзину на маховик и она дает офигенный дисбаланс. То есть это типа такого рода выбраковка корзин. Вариант исправления — только менять корзину на другую.»

На этом процесс балансировки был окончен и я, уплатив 2000 рупий, до жопы довольный покинул этот сервис.

Тем, кто будет туда обращаться скажу, что сервис понравился. Его помещения поделены на 7 цехов, в зависимости от направления ремонта. Станки серьезные. Дядьки все взрослые. Общение приятное. В моем случае была возможность присутствовать при оказании услуги. Сразу отвечу на вопрос: «Почему не обратился в Механику?» (она тут тоже есть) — когда есть возможность, я хочу видеть, кто и что делает с моим железом. Да и в разы быстрее. Все просто.

Так что, настроение мое улучшилось! И завтра можно приступать к сборке двигла! )))

Вот такая вот история, друзья. Надеюсь, данная запись для многих из вас будет познавательной и полезнятельной! Спасибо за внимание…