Схема представляет из себя систему автоматического отключения аккумулятора при полном заряде, то есть это не совсем зарядное устройство, конечно если дополнить её трансформатором и выпрямителем, то получим полноценное ЗУ.
Начальная схема подвергалась некоторым изменением плата дорабатывалась в ходе испытаний конечную версию платы можно скачать в конце статьи.
Рассмотрим схему.
Как видим она до боли простая и содержит всего один транзистор, электромагнитное реле и мелочевку. У меня на плате также имеется диодный мост по входу и примитивная защита от переполюсовки (на схеме эти узлы не нарисованы).
На вход схемы подается постоянное напряжение зарядного устройства или любого другого источника питания, тут важно заметить, что ток заряда не должен превышать допустимый ток через контакты реле и ток срабатывания предохранителя. В моем случае схема на 8 ампер.
Как это работает — при подаче питания на вход схемы заряжается аккумулятор, в схеме есть делитель напряжения (R2, R3, R4) с помощью которого отслеживается напряжение непосредственно на аккумуляторе.
По мере заряда напряжение на аккумуляторе будет расти, как только оно становится равным напряжению срабатывания схемы, которое можно выставить путем вращения подстроечного резистора, сработает стабилитрон, подавая сигнал на базу маломощного транзистора и тот сработает.
Так как в коллекторную цепь транзистора подключена катушка электромагнитного реле, последняя также сработает и указанные контакты разомкнутся, а дальнейшая подача питания на аккумулятор прекратится.
Заодно и сработает второй светодиод, уведомив о том, что зарядка окончена.
В схеме есть еще один светодиод, он светится постоянно, это по сути индикатор наличии напряжения на плате.
Как сказал ранее, делитель отслеживает напряжение непосредственно на аккумуляторе, следовательно, если аккумулятор будучи подключенным к зарядному устройству разрядиться до некоторого значения, схема автоматически сработает и процесс заряда возобновится.
Так как делитель подключен непосредственно к аккумулятору он будет его разряжать, но ток разряда такой мизерной, что его можно не принимать во внимание.
Для настройки схемы на ее выход подключается конденсатор большой емкости, он у нас в роли быстрого заряжаемого аккумулятора. Я взял последовательно соединенные ионисторы и подсоединил вместо конденсатора.
Если брать конденсатор, то его напряжение должно быть 25-35 вольт, сперва подключаем ионисторы (в моём случаи) или конденсатор к выходу схемы соблюдая полярность,
по окончанию заряда сперва отключаем зарядное устройство от сети, затем аккумулятор иначе реле будет ложно срабатывать. При этом ничего страшного не случится, но звук неприятной.
Далее берем любой регулируемый источник питания, например лабораторный блок и выставим на нём то напряжение, до которого будет заряжаться наш аккумулятор и подключаем блок ко входу схемы.
Медленно вращаем подстроечный резистор до тех пор,
пока не сработает красный индикатор, после чего делаем один полный оборот подстроечника в обратном направлении, так как схема имеет некоторый гистерезис.
А теперь проверяем работу
Напряжение на ионисторах или конденсаторе, будет показывать мультиметр при достижении на них порогового значения система отключит питание.
Если напряжение снизится на АКБ, схема опять сработает и будет снова заряжать аккумулятор до заданного значения.
По назначению зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов можно разделить на две группы:
- Зарядные устройства предназначены только для постепенной зарядки аккумулятора, их токоотдача не превышает 8 А. Попытка прокрутить двигатель стартером в то время, когда к аккумулятору подключено зарядное устройство, приведет к его повреждению или срабатыванию встроенной защиты: ток, потребляемый стартером, может превышать 100 А.
- Пуско-зарядные устройства позволяют кратковременно отдать импульс большой мощности, помогая прокрутить двигатель. Обычно они используются, когда необходимо срочно завести машину, и заряжать аккумулятор до нужного уровня некогда.
При выборе лучшего зарядного устройства нужно учитывать много нюансов. Модели с ручной регулировкой тока дешевы, ими можно попытаться реанимировать даже долго пробывший в глубоком разряде аккумулятор – ток в начале процесса зарядки они практически не принимают. Автоматические зарядные устройства в этом случае, не воспринимая нагрузку на своих клеммах, просто-напросто не начинают зарядку. С другой стороны, процесс полной зарядки аккумулятора занимает много времени, и в этом плане автоматические зарядные устройства предпочтительнее – они плавно снижают зарядный ток по мере набора заряда и отключаются по завершению процесса. Оставив же без присмотра аккумулятор, заряжаемый постоянным током, небезопасно, особенно если у него нельзя вывернуть пробки – возможен взрыв из-за бурного «кипения» электролита.
Хорошее зарядное устройство должно предусматривать и режим десульфатации. Что это такое? При эксплуатации свинцово-кислотного аккумулятора на его пластинах со временем образуются труднорастворимые кристаллы сульфата свинца, особенно если он долго хранится в разряженном состоянии. Со временем из-за этого снижаются емкость и токоотдача аккумулятора, он хуже принимает заряд. Для профилактики или восстановления аккумулятора на него подаются кратковременные импульсы большой мощности, сочетаемые с последующим подключением к нагрузке, то есть постоянные циклы заряда/разряда. Если аккумулятор не поврежден безвозвратно, то его состояние удается заметно улучшить и отсрочить замену.
Категория | Место | Наименование | Рейтинг | Цена |
---|---|---|---|---|
Лучшие автоматические зарядные устройства | 1 | Aurora Sprint 6 | 9.9 / 10 | 2 950 |
2 | FUBAG MICRO 80/12 | 9.7 / 10 | 2 670 | |
3 | CTEK MXS 3.8 | 9.6 / 10 | 8 050 | |
4 | КЕДР-АВТО-10 | 9.5 / 10 | 1 300 | |
5 | Орион PW-150 | 8.9 / 10 | 970 | |
Лучшие зарядные устройства с ручным управлением | 1 | Калибр УЗ-20А | 9.6 / 10 | 2 400 |
2 | Орион PW-265 | 9.3 / 10 | 1 300 | |
3 | FUBAG FORCE 140 | 9.2 / 10 | 4 940 |
Лучшие автоматические зарядные устройства
В отличие от более дешевых «автоматов», здесь применено микропроцессорное управление. Благодаря этому зарядка стала действительно «умнее» и не пасует перед сильно разряженными аккумуляторами, отказывающимися принимать ток в начале цикла. Контроллер, управляющий процессом зарядки, разбивает его на семь этапов: после первичной диагностики состояния аккумулятора происходит стартовая десульфатация короткими импульсами высокого напряжения, «оживляющая» батарею и позволяющая ей начать принимать ток, затем на этапе «плавного старта» проверяется способность аккумулятора к набору заряда. Если все в порядке, на следующей стадии ток плавно увеличивается до полного, определенного исходя из данных диагностики (но не более 6 А для этой модели). На этом этапе заряд аккумулятора доводится до 90% от расчетного, затем медленнее доводится до ста процентов. Далее зарядное устройство проводит диагностику способности аккумулятора к удержанию заряда и, наконец, переходит в буферный режим до отключения.
Предусмотрены и все нужные защиты: от переполюсовки, перегрузки, короткого замыкания. При этом устройство компактно по габаритам и презентабельно выглядит – хороший вариант как для себя, так и для подарка.
после чтения форумов остановился на этих моделях
—СОРОКИН 12,94 (3000 рублей)
—BERKUT SMART POWER SP-4N (2600 рублей)
—Bosch C3 (3200 рублей)
—ЛБ-Электро BL1204 (1700-2570 рублей в зависимости от кол-ва)
Все эти ЗУ умеют десульфотацию делать.
Зарядное устройство 12.94 (ЗУ) предназначено для обслуживания и зарядки 12-вольтовых и 6-вольтовых аккумуляторных батарей, используемых в легковых автомобилях, мотоциклах, садовой технике и т.п.
Данное устройство является полностью автоматическим и имеет поэтапный режим зарядки в 9 стадий. Зарядное устройство безопасно для электроники транспортного средства и может быть подключено к АКБ, установленной на транспортном средстве, в течение длительного периода времени, для зимнего хранения и круглогодичного использования.
Устройство снабжено программой быстрого и бережного заряда, а также памятью последнего режима заряда при отключении питания.
ЗУ имеет комплектацию, позволяющую осуществлять несколько вариантов его подключения для зарядки АКБ, а именно: контакты-крокодилы, штекер в прикуриватель, кольцевые клеммы для штатной установки.
Портативное универсально зарядное устройство BERKUT(Беркут) SMART POWER SP-4N предназначено для зарядки всех типов аккумуляторных батарей, которые применяются на различных транспортных средствах. Технические характеристики устройства позволяю обеспечить ток заряда, равный 14,4-14,7В.
Питание ЗУ организуется от бытовой сети переменного тока 220В 50(60)Гц. Отличительной особенность данной модели является возможность выполнения зарядки АКБ через гнездо прикуривателя автомобиля, при помощи контактов-«крокодилов», либо с использованием кольцевых клемм.
Также следует выделить возможность эксплуатации зарядного устройства в одном из четырех режимах работы. Поимо обычных режимов зарядки (14,4В/ 1A и 14,4В/ 4A) имеется еще и режим «зима». В этом случае SP-4N может применяться для работы с аккумуляторными батареями в условиях, когда температура окружающего воздуха равна 5 градусов и ниже. Специальный режим «десульфатация» позволяет производить восстановление АКБ путем увеличения выходного напряжения до величины 17В.
Технические характеристики:
Для аккумуляторных батарей транспортных средств: 12 Вольт
Поэтапный режим работы: 9 Стадии зарядки
Максимальный зарядный ток: 4A
Подключение в бытовую сеть: 220 Вольт
4 режима работы включая Десульфатацию и Зимняя зарядка
Влагостойкий корпус устройства
SMART POWER SP- 4N заряжает любую кислотно-свинцовую батарею в 9 стадий:
СТАДИЯ 1 – ДИАГНОСТИКА — проверяет способность АКБ принимать заряд . В случае неисправности, загорается LED «ОШИБКА».
СТАДИЯ 2 – ВОССТАНОВЛЕНИЕ БАТАРЕИ — зарядка малыми токами, LED «ЗАРЯДКА» – светится. (устройство поддерживает минимальный ток зарядки для первоначального восстановления емкости батареи).
СТАДИЯ 3 – МЯГКИЙ СТАРТ -зарядка малыми токам с плавным увеличением напряжения, LED «ЗАРЯДКА» – светится.
СТАДИЯ 4 – ПУЛЬСИРУЮЩИЙ РЕЖИМ — АКБ получает импульсы большого тока, для восстановления свойств батареи, LED «ЗАРЯДКА» – светится.
СТАДИЯ 5 – РЕЖИМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ — подготовка АКБ к основному заряду, LED «ЗАРЯДКА» – светится.
СТАДИЯ 6 – ОСНОВНОЙ ЗАРЯД — заряжает от 20% до 70%, LED «ЗАРЯДКА» – светится.
СТАДИЯ 7 – АБСОРБЦИЯ – заряжает от 70% до 95 %, LED «ЗАРЯДКА» – светится. (устройство постепенно снижает ток зарядки, исключая перезаряд).
СТАДИЯ 8 – КОНТРОЛЬ — контролирует способность АКБ удерживать заряд, LED «100%» – светится. (устройство контролирует напряжение АКБ).
СТАДИЯ 9 – СБЕРЕГАЮЩИЙ РЕЖИМ — заряжает от 95% до 100 %, LED «100%» – светится. (автоматическая дозарядка малыми пульсирующими токами, отключение при 100%-ом заряде, исключает перезаряд).
Характеристики:
Зарядное устройство Bosch C3 имеет 4 режима зарядки для различных видов аккумуляторов в зависимости от степени разряда . Устройство автоматически выбирает вариант режима, что обеспечивает более эффективную зарядку аккумуляторной батареи.
1. Стандартная зарядка: Для восстановления работоспособности АКБ
2. Импульсная зарядка: Для оптимизированной зарядки аккумуляторной батареи при глубоком разряде.
3. Автоматически активирует при напряжении батареи между 7,5В и 10,5В.
4. Зарядка аккумуляторной батареи в холодном состоянии.
Другие функции:
— функция памяти настроек. При отключении от электропитания прибор сохраняет последние настройки. При использовании его для зарядки одного и того же аккумулятора достаточно подключить ЗУ к розетке для начала зарядки.
— кабель оснащен съемным разъёмом для вкючения/отключения
— защита от короткого замыкания: Прибор оснащен автоматической защитой от короткого замыкания при неправильном присоединении. В случае возникновения данной ситуации загорается сигнальный светодиод и
зарядное устройство автоматически отключается.
Преимущества зарядного устройства Bosch C3:
— универсальное устройство – предназначено для работы с любыми аккумуляторными батареями для легковых, малых коммерческих автомобилей, мототехники и других транспортных средств и механизмов.
— предназначается для зарядки всех кислотно-свинцовых типов аккумуляторных батарей: AGM, гелевые, с жидким электролитом.
— автоматическое управление процессом зарядки внутренним процессором
— высокая интерактивность благодаря простому и разборчивому интерфейсу
— обеспечивает 100% уровень зарядки аккумуляторной батареи.
— безопасная эксплуатация благодаря встроенным защитам от короткого замыкания и перегрева.
Основные особенности устройства
Компактное, мощное, экономичное, простое и удобное в использовании.
Заряжает все типы свинцово — кислотных АКБ.
Широкий диапазон ёмкостей АКБ. 12В.; 1,2Ач.-85Ач.- заряд, до 120 Ач. — подзаряд и обслуживание.
Автоматическая установка величины зарядного тока.
Ускоренный заряд. (Для диапазона ёмкостей 1,2 — 15 Ач.)
Автоматический учёт изменения внутренних параметров АКБ (внутреннее сопротивление, температура, степень сульфатации и др.) и автоматическая корректировка зарядного тока в процессе заряда.
Автоматическая функция десульфатации (ДСФ). Режим "снежинка" (заряд при повышенном напряжении). Позволяет заряжать холодные АКБ, а также устранять расслоение электролита в глубоко разряженных АКБ.
Хранение заряженного АКБ в буферном режиме.
Устройство снабжено функцией безискрового подключения и отключения АКБ, что значительно повышает взрывобезопасность при проведении работ по заряду и обслуживанию АКБ.
Предварительная оценка уровня заряда батареи (без подключения к сети).
Устройство содержит встроенный коммутатор выходных проводов, защищающий от переполюсовки при подключении АКБ, короткого замыкания и искрения (отсутствует напряжение на выходных зажимах, если не подключена АКБ).
Устройство защищено от превышения предельной температуры внутри корпуса.
Автоматический перезапуск программы заряда в случае перебоя в питании и срабатывания температурной защиты.