Автоматическая коробка передач давно перестала быть составляющей трансмиссии только дорогих престижных машин. Теперь это распространенный агрегат, доступный во многих комплектациях авто попроще. Даже недорогая машина порадует владельца отсутствием необходимости выжимать сцепление при трогании и переключениях передач. Вместе с комфортом АКПП принесла массе автолюбителей и свои специфические формы отказов и их симптомов. Когда автомат дергается, то есть при разгоне, переключениях или трогании с места, при движении на малых или высоких оборотах явно ощущаются рывки, это повод наведаться в сервис на диагностику.

Почему дергается автомат

Агрегатов, которые никогда не ломаются, не существует. Вопрос только в том, насколько часто происходят поломки. В основном автомат выходит из строя по следующим причинам:

  • закисание троса или неправильная регулировка привода управления;
  • неисправности гидроблока системы управления;
  • поломки или износ в механической части АКПП;
  • износ фрикционов;
  • неисправности гидротрансформатора;
  • неисправности электрики системы управления;
  • выход из строя ЭБУ коробки;
  • нарушение регулировок.

Одним из основных признаков неисправности являются нарушение плавности переключения, т. е. автомат дергается, когда переходит на какую-либо передачу. Рывки могут проявляться как при трогании с места, так и при разгоне или торможении, при включении высшей или низшей передачи. Особенно заметны подергивания становятся при езде на малых оборотах двигателя. Коробка начинает дергаться если:

Порватая подушка ДВС также может быть причиной пинков и вибраций

машина имеет люфты в ходовой части;

  • изношены подушки силового агрегата;
  • недостаточный уровень жидкости;
  • избыточный уровень жидкости;
  • присутствует загрязнение жидкости;
  • коробка недостаточно прогрета.
  • Если обнаружилось, что уровень ATF не соответствует рекомендованному, то коробка требует пристального внимания. Как недостаток, так и избыток рабочей жидкости приводят к вспениванию, из-за которого насос АКПП не в состоянии прокачать достаточное количество масла к трущимся деталям. В условиях возникшего масляного голодания прогрессирует износ. В результате при включении какой-либо передачи возникают рывки, иногда сопровождающиеся ощутимым ударом. Если машина большую часть времени эксплуатируется в городе, в пробках, когда движение происходит в основном при малых оборотах коленчатого вала двигателя — поломка коробки наступит значительно быстрее.

    Если обнаружено загрязнение, то можно предположить, что детали АКПП уже начали интенсивно изнашиваться. Изменение цвета масла и наличие примесей, особенно крупных металлических частиц, служит сигналом немедленно посетить сервис с целью диагностики.

    Методы диагностики АКПП

    Так как принцип действия автоматических коробок передач с гидротрансформатором практически идентичен, алгоритм выявления неисправностей един для агрегатов всех марок и производителей:

    • систематизация признаков неисправности;
    • проверка состояния и уровня жидкости;
    • обязательная проверка работы двигателя на малых, средних и высоких оборотах;
    • проверка наличия ошибок в ЭБУ коробки передач;
    • проверка давления в гидросистеме;
    • тест на заторможенном автомобиле (Stall Test);
    • тест во время движения (Road Test).

    Во время диагностики необходимо определить, в какой момент возникают претензии к работе АКПП — при трогании, торможении, резком разгоне или при плавном наборе скорости, при включении повышенной или пониженной передачи, при малых оборотах коленчатого вала двигателя или высоких. Использование этого алгоритма позволяет постепенно исключать причины неисправности автоматической коробки передач до тех пор, пока не определится искомая.

    Что делать, если причина в ATF

    Как видно, основной причиной того, что дергается АКПП при переключении, является неудовлетворительное состояние жидкости или низкая температура. И не важно, когда автомат начинает дергаться: при трогании, разгоне или переходе с высшей на низшую передачу. Отсюда делаем вывод, что при подозрении на некорректную работу АКПП первым делом следует:

    • проверить уровень жидкости, если он низок, то долить, если повышен, то откачать лишнее;
    • убедиться, что жидкость чистая, если присутствуют следы загрязнения, то как можно скорее заменить;
    • при замене жидкости обязательно заменить фильтр, очистить фильтрующую сетку, снять металлические частицы с магнитных пробок;
    • при езде в условиях низких температур следует помнить, для нормальной работы коробка требует прогрева.

    Следует также быть внимательным и строго следовать инструкции по эксплуатации и заливать в автомат только ту жидкость, которая предписана заводом-изготовителем. ATF, не предназначенная для той коробки, которую собираются обслуживать, гарантированно выведет ее из строя.

    Когда коробка ни при чем

    Не всегда причина дерганья кроется в АКПП. Часто виновником того, что машина дергается при трогании, разгоне, торможении или езде на малых оборотах двигателя является некачественное топливо или неисправности в системе зажигания. Неустойчивая работа мотора в свою очередь влияет на работу коробки. Появление рывков при движении является поводом заодно продиагностировать работу двигателя.

    Двигатель и КПП составляют одну систему, поэтому неполадки в работе мотора или его системы управления неизбежно влияют на работу коробки передач.

    Часто причиной рывков является адаптивный алгоритм управления АКПП. Такие рывки нормальны, и не должны быть поводом для беспокойства.

    Связано это, как правило, со сменой ритма езды. Адаптивной коробке необходимо время, чтобы «обучиться» новому режиму работы. В период «обучения» коробка может дергаться, не вовремя переключать передачи, но потом это проходит. То же самое происходит, если машина эксплуатируется несколькими водителями с разной манерой езды — резкой или спокойной.

    Будьте бдительны

    Машина в целом и каждая ее часть в отдельности требуют к себе внимательного отношения и не терпят пренебрежения к требованиям инструкции по эксплуатации. Применительно к такому сложному агрегату, как автоматическая коробка передач это означает, что необходимо соблюдать следующие условия:

    • заливать только ту жидкость, которая предписывается заводом-изготовителем
    • соблюдать интервал замены жидкости и фильтров
    • прогревать коробку при использовании авто в условиях низких температур

    Диагностику и регламентные работы лучше производить в специализированном сервисе, специалисты которого имеют большой опыт работы с автоматическими КПП и хорошую репутацию.

    Весьма неприятным явлением при эксплуатации автомобиля может быть его дергание при старте. Как правило, такая проблема чаще проявляется у автомобилей с автоматической коробкой передач. Обычно, чтобы такая неисправность возникла, у машины должен быть большой пробег, соответственно, и изношенность АКПП немалая. Но бывает и так, что дергается машина при трогании по причине люфтов ходовой части. Проверить износ ходовой можно и самостоятельно, хотя более детальную диагностику и ремонт акпп лучше предоставить квалифицированным мастерам автомобильного дела.

    Проверка люфтов ходовой части

    Итак, определить, почему машина дергается при трогании, нам позволит несложный метод диагностики.

    Для начала заводим автомобиль и перемещаем селектор переключения передач в положении «R», то есть задний ход. Дожидаемся активации передачи и быстро перемещаем рычаг в положение «D» – движение. Вполне возможен звук характерного удара или громкого щелчка. После этого перемещаем рычаг в положение «N» – нейтральная передача, ждем несколько секунд и вновь включаем передачу «D». В этот момент осуществляется выбор люфтов вращающихся деталей соответственно направлению их вращения, то есть направлениям машины вперед или назад («D» или «R»).

    На этом этапе при переводе в положение «D» дергание маловероятно, то при дальнейшем переходе снова на «R», вновь проявится щелчок. Вновь сбрасываем селектор на «нейтралку», после чего вновь на «R» – удара нет. Однако при его перемещении снова на «D» он вновь проявится, как в первоначальном примере. Данная проверка направлена на определение люфтов ходовой, и в приведенном случае можно смело засвидетельствовать люфт карданного вала, раздаточной коробки, опор коробки передач или самого мотора, что и приводит к тому, что дергается машина при трогании вместо должного плавного хода. В этой ситуации не медлим и добираемся на СТО с целью проведения ремонта авто.

    Подушки мотора

    Кроме этого, причиной того, что машина-автомат дергается при трогании, может быть изношенность подушек двигателя. Более того, даже если одна из подушек будет исправна, а другая нет, все равно могут возникать рывки и толчки в момент первых метров проезда автомобиля с парковки. Для того чтобы понять так ли это, проверяем верхнюю и нижнюю подушки на изношенность и смазку, после чего делаем соответствующие выводы.

    Также не стоит забывать и о том, что в автомобиль могло просто быть залито некачественное масло, что и приводит к тому, что машина дергается при трогании с места. Этот вариант не стоит упускать из виду и проверить состояние масла, а при возникших сомнениях заменить его более надежным.

    Любые неисправности автомобиля заставляют его владельца нервничать. Одной из таких проблем является дёрганье машины при трогании с места. К этому могут привести как банальные причины, для устранения которых не требуется больших затрат, так и серьёзные поломки. В любом случае надо обязательно установить причину таких рывков и устранить её.

    Почему при трогании с места машина дёргается

    Если во время трогания с места автомобиль начинает дёргаться, то обычно причина связана с неисправностью сцепления или шрусов. В таких случаях обязательно надо провести диагностику, чтобы сразу определить поломку и приступить к её устранению.

    Главное — не паниковать, надо убедиться, что перед началом движения двигатель прогрет до рабочей температуры, нет проблем с зажиганием и системой подачи топлива. Если здесь всё в норме, то надо дальше искать причину.

    Стиль вождения

    Неопытные водители часто резко отпускают педаль сцепления, в результате чего автомобиль начинает трогаться с места рывками. Неисправностей нет, просто надо изменить стиль езды, научиться плавно отпускать сцепление и одновременно добавлять газ.

    Надо определить на автомобиле момент срабатывания сцепления. Для этого трогаются с места без добавления газа и плавно отпускают сцепление. Определив, в каком положении начинает срабатывать сцепление, вы сможете плавно трогаться с места. На авто с автоматической коробкой педали сцепления нет. Чтобы такая машина трогалась без рывков, на педаль газа надо нажимать плавно.

    Проблема со шрусами

    В переднеприводных автомобилях усилие от коробки передач на колёса передаётся при помощи внутренних и наружных шрусов. При частичном выходе из строя указанных деталей, автомобиль будет дёргаться при трогании с места.

    Признаки неисправности шрусов:

    • люфт;
    • стук во время движения;
    • хруст во время поворотов.

    Замена шрусов может быть выполнена на СТО или самостоятельно. Это сравнительно недорогие детали, для замены которых требуется мало времени. Имея смотровую яму и набор ключей, заменить шрусы можно своими руками.

    Порядок замены шруса:

    1. Снятие колеса с той стороны, где будет проводиться замена шрусов.
    2. Отпускание гайки ступицы.
    3. Откручивание болтов, которыми наружный шрус фиксируется к валу главной передачи.
    4. Демонтаж полуоси. Её снимают вместе с внутренним и наружным шрусом.

    Неисправности сцепления

    Очень часто проблемы, связанные с рывками автомобиля на старте, возникают при поломках сцепления.

    Основные неисправности сцепления:

    • износ или повреждение ведомого диска, ремонт заключается в его замене;
    • заедание ступицы диска на первичном валу КП. Чистят шлицы от грязи, удаляют заусенцы. Если повреждения большие, то придётся менять диск или вал;
    • износ накладок или ослабление их фиксации устраняется путём установки нового ведомого диска;
    • ослабление или поломка пружин, износ окон устраняется путём замены диска;
    • задиры на маховике или нажимном диске. Придётся менять маховик или корзину сцепления;
    • утрата упругости пружинными пластинами, расположенными на ведомом диске. Устраняется путём замены ведомого диска.

    Замена ведомого диска сцепления выполняется на смотровой яме. Можно приподнять переднюю часть автомобиля при помощи домкратов или лебёдки.

    Порядок выполнения работ:

    1. Подготовительные работы. В зависимости от конструкции автомобиля понадобится снять стартер, карданный вал, резонатор, выпускной коллектор и другие детали.
    2. Демонтаж коробки передач открывает доступ к сцеплению.
    3. Снятие крышки корзины сцепления. После этого с маховика снимают все детали. Устанавливают новый ведомый диск и проводят сборку механизма.

    Видео: машина дёргается при трогании из-за проблем со сцеплением

    Поломка коробки передач

    Когда неисправна КПП, то кроме рывков в начале движения могут возникать сложности с переключением передач, появляются посторонние шумы. Выполнить диагностику и ремонт КПП можно будет только на СТО. С механической коробкой будет проще, так как она имеет более простое устройство и её ремонт обычно обходится недорого. Для восстановления АКПП придётся потратить больше средств.

    Неисправности рулевого управления

    Рулевая рейка отвечает за передачу усилия от руля на передние колёса. При определённых её неисправностях во время старта могут появляться рывки, кроме этого, в руле ощущаются вибрации. Если изношены наконечники, они начинают болтаться. Это приводит к вибрации передних колёс, поэтому рывки возникают на старте, а также при наборе скорости и торможении. Изношенные элементы рулевого управления не восстанавливают, а меняют на новые. Самостоятельно это сделать сложно, поэтому лучше обратиться на СТО.

    Проблемы с работой или креплением двигателя

    Рывки автомобиля в начале движения могут быть связаны с нарушениями в работе или креплении двигателя. Здесь есть много вариантов. Один из них — плавающие обороты, которые можно определить по показаниям тахометра, они будут то возрастать, то падать. Если тахометра нет, то по звуку работы двигателя будет слышно, как обороты меняются. В результате нестабильных оборотов во время старта автомобиль может дёргаться. Возможно засорение некоторых форсунок, в результате чего в них неравномерно поступает топливо, и двигатель работает некорректно.

    Неправильное смешивание воздуха и топлива приводит не только к рывкам на старте, но и во время движения. Часто причина связана с повреждением резинового фланца воздуховода, который в народе называют «черепаха». Ещё одна причина может заключаться в выходе из строя подушек крепления двигателя. Если это произошло, фиксация двигателя нарушена. Во время начала движения он будет вибрировать, в результате чего на кузов передаются удары и автомобиль дёргается.

    Видео: почему машина дёргается на старте

    Если рывки на старте автомобиля появляются у новичка, то обычно достаточно изменить стиль езды и научиться плавно отпускать сцепление. В других случаях, при возникновении такой проблемы надо сразу определить причину. Это позволит устранить неисправность и не допустить более серьёзные поломки. Неисправности рулевого управления могут привести к ДТП, поэтому устранять их должен только профессионал.